Общество / 31-10-2024 12:02

Запланированное устаревание

Раньше вещи были надежнее и долговечнее — это довольно распространенное мнение. А еще считается, что современные производители специально делают товары меньшей долговечности, тем самым побуждая потребителей как можно скорее делать все новые и новые покупки.
Сговорились…

Запланированное устаревание — это в переводе термин Planned Obsolescence. Считается, что он появился после того, как в 1924 году ведущие мировые производители электрических лампочек создали картель и договорились уменьшить срок их работы до тысячи часов. Кроме этого, они повысили цену ламп и разделили рынки всего мира во избежание лишней конкуренции.

Участники картеля проверяли продукцию друг друга и назначали штрафы нарушителям. К слову сказать, лампы накаливания могли работать и до двух с половиной тысяч часов, а самая старая лампа в мире горит уже 115 лет. По крайней мере, совсем недавно горела…

Фактически соглашение участников картеля перестало работать во время Второй мировой войны, однако формально могло действовать до 1955 года.

Хитрый ход

Когда в США появились японские автомобили, которые были непривычно маленькие, но весьма надежные, американским фирмам пришлось увеличить долговечность своих моделей.

Надо сказать, что в мире примеров запланированного устаревания немало. А Генри Форду приписывают такую фразу: «Я дешево продаю машины, чтобы потом дорого продавать запчасти».

Многие производители пошли дальше. Они делают запчасти и ремонт товара настолько дорогим, что проще купить новый. Есть факты, когда некоторые компании даже всякими способами препятствовали ремонту. Очевидно, для стимулирования новых продаж.

Не секрет, что все больше и больше приборов и аппаратов ломаются сразу после окончания гарантийного срока. Речь идет о мобильных телефонах, соковыжималках, автомобилях и так далее. Причем все начинает «сыпаться» в строго определенное время. А производители держат в тайне причину быстрого «старения».

Но, оказывается, существует целя научная отрасль, задача которой ломать вещи. И называется это «планируемым старением». Задача этой науки — выудить из наших карманов как можно больше денег.

Верить этому или нет, но в научном мире ходят слухи о том, что уже давно изобретены нестираемые шины и нервущиеся колготки. Но эти изобретения скупили на корню производители того и другого. И держится все это в глубокой тайне. А может эти изобретения давно уничтожены?

Есть мнение, что любая «вечная» вещь вредна для экономики. Чтобы жизнь становилась более благополучной, мы должны непрерывно покупать все новые и новые вещи. Для этого и придумали так называемую науку о старении.

Задача — сделать так, чтобы вещь сломалась не рано и не поздно, а строго в отведенный срок. Может быть, поэтому модели некоторых мобильных телефонов чаще всего «живут» всего-то пару-тройку лет.

Когда-то многие из нас посмеивались над кондовостью отечественной бытовой техники. А сейчас вспоминаем, насколько надежной она была. В социалистической экономике запланированное устаревание товаров не имело никакого смысла. Важно было работать над тем, чтобы улучшить характеристики товар при экономии ресурсов.

Как только страны Советов не стало, нам навязали западную культуру потребления. И она смяла все хорошее, что было. Но это, как говорится, тема особого разговора.

Все познается в сравнении

Поговорим об автомобилях. Тех, которые выпускают в настоящее время. Если раньше при покупке автомашины можно было рассчитывать на то, что они прослужат как минимум одно десятилетие, то сегодня авто ломаются спустя несколько лет эксплуатации. А то и раньше.

По мнению экспертов, основная причина изменившейся тенденции — производителям нужно выпускать все больше машин. Другими словами, им выгодно, чтобы каждый человек чаще менял свой автомобиль. В связи с этим еще на стадии проектирования инженеры искусственно занижают срок службы важных компонентов.

Вторая причина — стремление автокомпаний уменьшить вес машин. Это происходит по разным причинам, в том числе и с целью сокращения расхода топлива. Поэтому, например, детали двигателя изготавливают из алюминия, который изнашивается быстрее, чем чугун.

Третья причина — все больше автопроизводителей устанавливают на машины менее надежные, но простые в изготовлении трансмиссии.

Кроме того, компании экономят на кузовном металле, нередко отказываясь от его оцинковки и антикоррозийной обработки.

Примеров – множество

Можно еще сколь угодно долго приводить примеры намеренной недолговечности тех или иных товаров. Это одноразовые бритвы, ручки и зажигалки, которые были изобретены для того, чтобы заставить клиентов покупать снова и снова.

Обычные бритва или зажигалка могут служить своему владельцу годами. Значит, все это время повторной покупки не будет. И даже товары, рассчитанные на длительное использование, многие производители стараются сделать не слишком долговечными.

Им не нужно, чтобы стиральная машина проработала пять лет. Гораздо выгоднее, если машина выйдет из строя вскоре после окончания гарантийного срока.

Тот или иной товар может быть и качественным, но, как правило, недолговечным. Можно пользоваться и наслаждаться удобством товара, если он идеально вписался в образ жизни или интерьер дома, но в какой-то момент он приходит в негодность. И впоследствии человек, который уже привык к комфорту, берет схожий товар, но только модель поновее. Ту, которую анонсировала компания.

Мой приятель относительно долгое время владел автомобилем одной из зарубежных марок. Машиной европейской сборки. Качественной. Это была, как говорится, честная машина, для людей. Но со временем приятель решил поменять авто на более новое, но той же марки. Продал.

И что? Старый автомобиль теперь резво «бегает» у нового владельца, а новая машина стала «сыпаться» уже через пару лет. Причем эксплуатировали ее весьма аккуратно и все технические операции делали своевременно. Приятель — человек аккуратный, и этим все сказано.

Напрашивается вывод: современный автомобиль устаревает примерно лет через пять. Со временем машина начинает «сыпаться», и человека таким образом подталкивают взять, к примеру, автокредит на приобретение новой машины.
Качество — сильная вещь

Покупая вещь, мы рассчитываем, что она будет служить нам не месяц-другой, а долго. И нередко ошибаемся. А все потому, что гарантийный срок — это уловка маркетологов. По крайней мере, так утверждают люди, сведущие в этом деле.

Что касается сравнения старого с новым, то не выдерживают испытание временем не только автомобили. Холодильник «ЗИЛ Москва» в советское время был мечтой любой хозяйки. Емкость — 240 литров. Надежен в работе, пользовался повышенным спросом и в Советском Союзе, и за рубежом. Правда, и цена была немалая — порядка ста двадцати целковых. По сути дела, месячная зарплата молодого инженера.

Чтобы сделать такую покупку, людям приходилось копить непосильным трудом заработанные деньги, часто отказывая себе в самом необходимом. В том числе, и в еде. Знал семью, которая сидела долгое время на картошке, самых дешевых консервах и плавленых сырках, чтобы накопить на холодильник. Накопили и купили.

Холодильник к них работает до сих, но уже в дачном домике. Это к разговору о том, что многие владельцы «ЗИЛа» до сих пор не спешат расставаться с надежной бытовой техникой.

Был довольно занятный период, когда интерес к самому популярному советскому холодильнику первого поколения вспыхнул с новой силой. А все из-за пущенного кем-то слуха, что якобы в корпусе «ЗИЛа» содержатся … платина и плутоний.

Нашлись люди, которые утверждали, что хладагент в холодильнике создан на основе «красной ртути» — загадочного вещества, которое якобы синтезировали в секретных советских лабораториях. И один грамм этого соединения на черном рынке может стоить до миллиона долларов.

Специалисты сразу же заявили: все это — полный бред. Самое ценное в старом холодильнике — это нержавеющая сталь, из которой он сделан. Вот так и не иначе.

«ЗИЛ» — первый советский холодильник, которому был присвоен государственный знак качества. Техника, отмеченная этим знаком, служила хозяевам много лет. Разительный контраст со сроком годности тех товаров, которые выпускают сейчас.

Мечтают о поломках

Сегодня уже понятно, что все чаще продукция, которая, казалось бы, может прослужить годы, быстро изнашивается и устаревает. В том числе, намеренно.

Понятное дело, что у каждого товара есть свой запланированный срок службы, с учетом которого инженеры проектируют устройство и подбирают компоненты. Например, шестеренка из металла в червячной передаче вентилятора прослужит дольше пластмассовой, однако принесет меньше прибыли производителю.

Причина — изготовленный из долговечных материалов продукт будет работать дольше и у потребителя не появится необходимость в приобретении новой модели. В результате к окончанию гарантийного срока такие товары изнашиваются почти полностью, и менять отдельные их узлы нецелесообразно. Потребителю выгоднее купить новое устройство, а старое выбросить.

В условиях идеи экономического роста — большего производства и потребления — это кажется чем-то парадоксальным: выпускать долговечную и качественную вещь становится просто невыгодно.

Из этих соображений производители стараются убедить потребителей в том, что чем старое чинить, лучше новое купить.

Итак, какая самая заветная мечта недобросовестного производителя? Прибор ломается на следующий день после завершения срока гарантии, и покупатель с блаженной улыбкой бежит покупать новый прибор того же производителя.
Максим МАКСИМОВ


Коллектив KubVesti.Ru поддерживает СВО по денацификации и демилитаризации, которая будет доведена до конца, и выражает благодарность Президенту РФ Владимиру Владимировичу Путину за твердую позицию по защите Русского мира на Украине и во всём мире.