Жизнь / 24-01-2023 11:54

Вышла замуж за преподавателя, познакомился с родными Гагарина: вспоминаем яркие дни студенчества

Привез в город космонавтов компот из пластилинового винограда

Наш автор Александр Сучков вспомнил, как был комиссаром студотряда и знакомство с матерью и сестрой первого космонавта:

— Для меня студенческие годы запомнились прежде всего студенческими строительными отрядами. Я учился в Ташкентском автомобильно-дорожном институте, и в 1984-85 годах наш вуз получил право отправить образцово-показательный отряд «Узбекистан» в г. Гагарин Смоленской области. Каждая республика СССР направляла по одному отряду в город, в котором родился Юрий Алексеевич Гагарин.

Именно поэтому его и называли «городом космонавтов». Запомнилась особая атмосфера дружбы народов. Каждый этаж общежития, в котором мы жили, был отдан одному отряду по названию союзной республики: «Армения», «Азербайджан», «Белоруссия» «Латвия», «Литва», «Молдавия», «Эстония», «Россия», «Туркменистан», «Украина», «Узбекистан» — все 15. Все отряды должны были оформить свой зал отдыха в национальном стиле.

Понятно, что наш узбекский отряд соорудил чайхану с топчаном, столом — дастарханом и сюзане (мягкие коврики для возлежания). Я как комиссар отряда отвечал за агитацию и пропаганду, писал сценарии для нашей агитбригады и отвечал за работу чайханы. При стилизации зала возникла необходимость оформить топчан в национальном духе в виде беседки с виноградником.

Привезли из Ташкента настоящие виноградные ветви, из ватмана вырезали листья. А сам виноград супруга вылепила из пластилина — ягодка к ягодке — и решила закатать его в банки с водой, чтобы не растаял в поезде в 40-градусную жару. Я уехал с квартирьерами на две недели раньше, а весь отряд прибыл позже. Командир отряда Махмуд, который помогал нам таскать вещи, прямо на перроне поезда заявил, что моя жена очень странная! Зачем это она передала летом 18 литров компота!

Мы повесили веточки винограда из этого «компота» в отрядной чайхане, и некоторые наши гости из других отрядов даже пробовали его на вкус, настолько он был похож на настоящий. В стройотряде я познакомился с матерью Юрия Алексеевича — Анной Тимофеевной, а также в свободное от стройки время мы шефствовали (красили, белили) над домом-музеем Ю.А. Гагарина и почти каждый день общались с сестрой первого космонавта мира Зоей Алексеевной. Очень скромный и добрый человек. Многое узнал из жизни и детства Юрия Алексеевича.

Движение всесоюзных студенческих строительных отрядов (ВССО) мне запомнилось не романтикой дорог, а прежде всего интернациональной дружбой. Студенты из 15 республик строили объекты в городе, пели песни, читали стихи, на родном языке и на русском, обменивались адресами. Я получил прививку толерантности и дружбы на всю жизнь.

Фото: Александр Сучков

Ради любимого стала лучшей на курсе

Для редактора «Краснодарских известий» Лилии Матониной самым ярким событием студенчества стало замужество:

— Мне было 17 лет, когда я поступила в Иркутский государственный университет на филологический факультет, отделение журналистики. На первой же лекции мы, вчерашние школьники, открыв рты, заслушивались перлами надежды кафедры современного русского языка — молодого, обаятельного, высоченного (под два метра) кандидата наук Георгия Владиславовича.

Надо ли говорить, что в него были влюблены не только все студентки, но и молодые преподавательницы всех ближайших кафедр. Не стала исключением и я, потеряв голову от этого талантливого красавца, как мне тогда казалось, навсегда и бесповоротно. Я сразу решила, что если и выйду замуж, то только за него…

Ради своей мечты я стала лучшей студенткой на курсе, самой активной общественницей. Помню, как отправившись на 1-м курсе «на картошку» в подшефный колхоз (раньше это было нормальной практикой, что студенты помогали собирать урожай), я поставила личный рекорд по сбору моркови. Все ради него, любимого. Ведь именно он отвечал за наши трудовые подвиги.

Мне тогда колхоз даже премию выписал, а университет — разовую добавку к стипендии. Кроме того, в молодости я была стройна и симпатична. Один достаточно известный в то время в Иркутске художник, заглянув к нам в университет, даже предложил написать мой портрет. В общем, я оказалась замечена нашей факультетской звездой и уже в середине 2-го курса выскочила за него замуж.

Предложение мой суженый сделал мне на крыше 14-этажного студенческого общежития, стоя на одном колене в сибирском снегу. На этом романтика закончилась, и начались будни, увы, не принесшие особого счастья, но давшие самое дорогое, что есть у меня в жизни: любимых и любящих дочку и сына. Высоких, красивых и образованных. Но это уже совсем другая история.

Фото: Лилия Матонина

Организовали себе неофициальный поход в морг

Корреспондент «Краснодарских известий» Максим Дмитриев в журналистику пришел из медицины, о чем нам время от времени напоминает:

— Я четыре года отучился в мединституте. Поступил вообще легко, ибо хорошо готовился. Но это было мечтой родителей, а не моей. Я творческий человек, и если сначала еще оставались иллюзии, что стану врачом, то со временем понял: это не мое. А заканчивать мед ради «вышки», считаю, неправильно. В итоге однажды просто не пошел на занятия и начал искать работу в крупном СМИ — всегда хотел писать. Но я с теплотой вспоминаю годы, проведенные в мединституте. Впрочем, свой поход в морг все же предпочел бы забыть…

Это случилось на 2-м курсе. До судебной медицины нам еще предстояло учиться и учиться. Но мы в вузе уже освоились, и каждый был готов чуть ли не начать оперировать — дайте только скальпель и марлю. Обычно именно в это время у всех будущих медиков рождается навязчивая идея: сходить в морг, посмотреть на настоящий труп. И мы были не готовы ждать несколько лет — наша группа решила договориться о посещении морга неофициально, что и сделала.

Заранее не стали ничего есть и надели вещи, которые потом не жалко выкинуть (запах формальдегида въедается). Оказалось, обычный российский морг выглядит не так, как в голливудских фильмах, — тела лежат прямо в коридоре под простынями, а сам процесс вскрытия весьма далек от кинематографичности.

Что я могу сказать? Увидеть кровь — это одно, а дышать запахом мертвого тела — совсем другое… После большинство из нас вовсе не потянулись в туалет, а наоборот, захотели как следует поесть. Ужин в кафе стал для всей группы самой необычной тусовкой — мы всласть обсудили пережитый опыт, заставив бледнеть соседних посетителей.

Фото: Максим Дмитриев

Коллектив KubVesti.Ru поддерживает СВО по денацификации и демилитаризации, которая будет доведена до конца, и выражает благодарность Президенту РФ Владимиру Владимировичу Путину за твердую позицию по защите Русского мира на Украине и во всём мире.