Жизнь / 21-01-2023 12:03

Воспитание трудом: в законе «Об образовании» может появиться новая обязанность учащихся

Учить, а не эксплуатировать

У родителей единого мнения нет. Кто-то ностальгирует и считает бытовой навык в школе делом полезным: «Труд сделал из обезьяны человека». Но немало и тех, кто выступает против.

— Я помню, как мы дежурили по школе. Было это в конце 1980-х. Кроме простых обязанностей: стереть с доски, выбросить мусор, мы должны были вымыть в классе пол. Швабру не давали — мыли руками. Сначала нам, 9-летним девчонкам, приходилось поднимать все стулья — это было тяжело, потом брать заскорузлую половую тряпку, где-то набрать и притащить ведро воды, а она в Сибири из кранов текла ледяная,

— вспоминает менеджер по рекламе Ольга Петелина.

Ольга Петелина убеждена: в школе должны учить, а не эксплуатировать детский труд.

— У нас каждое лето еще и отработки были! Работали в теплице, красили стены, каждый год конопатили окна. Один раз так вообще почему-то две недели поливали из шланга территорию около театра. И поэтому я за легкий труд: вынести мусор, протереть доску — это все нормально, но мытье полов, заклеивание окон, покраска — тут я против. И когда училась старшая дочь и родителей спрашивали, разрешаете ли вы ребенка привлекать к труду в школе, я всегда писала отказ,

— вспоминает Ольга.

— А мы на этом дежурстве по школе без конца окна мыли. У нас здание было старое, широкие такие двойные окна. Нас, девочек, стабильно заряжали мыть их между рамами, прямо в школьной форме. Мало того, что приходили домой грязные и мамы ругали, так еще и на приличной высоте мыли. Я сейчас с ужасом вспоминаю об этом. Как никто не вывалился?

— вторит Вера, мама двоих старшеклассников.

Познать жизнь с другой стороны

Но много и тех, кто считает воспитание трудом обязательным процессом.

— В мое советское детство мы обязательно дежурили по классу. Подметали пол, а иной раз и мастикой натирали. Сейчас в школах за то, что раньше дети делали сами, с нас, родителей, берут плату. Мне это не нравится: я считаю, дети должны не только уметь себя обслуживать, но и принимать участие в облагораживании окружающей среды,

— рассказывает журналист Юлия Симатова.

— Ненормально, когда родители имеют право пожаловаться в прокуратуру, если учитель просит ребенка вытереть доску. Но подавляющее большинство родителей все равно остаются здравомыслящими людьми. Взять субботники, которые проводим регулярно: когда мы предупреждали детей, мол, завтра приходите в рабочей одежде, потрудиться — и 90% родителей все равно относились к этому нормально. И то, что такая практика — трудовое воспитание — нужна в школе, двух мнений быть не может. Жизнь доказала: из рафинированных отличников редко вырастают успешные люди. Я убежден: не научившись трудиться физически, ты не сможешь достичь высот и в какой-то интеллектуальной, научной области. Человек, как бы банально это ни звучало, должен быть гармонично развитой личностью,

— говорит Владимир Белоусов, заслуженный учитель Кубани, председатель комитета гордумы Краснодара.
Фото: Дарья Паращенко, «Краснодарские известия»

Растить гражданина

В Минпросвещения уже поддержали «идею воспитания у школьников правильного отношения к труду». Кстати, рассмотреть возможность введения в школу нового направления воспитательной деятельности — трудовой — предложил министру просвещения Сергею Кравцову Председатель Госдумы Вячеслав Володин в ноябре 2022 года. По его словам, если у школьников «будет другое отношение к труду, то будет другое отношение и к изучению физики, математики, иностранных языков и ко многому другому». Он призвал не ограничивать задачу школы лишь получением знаний, отметив, что «ребенок должен вырасти настоящим гражданином».

Сергей Кравцов тогда согласился со спикером Госдумы, назвав инициативу абсолютно правильной. Депутаты намерены внести проект закона в ГД в течение весенней сессии (заканчивается она 31 июля) — в этом случае велика вероятность принять его до начала нового учебного года.

Хорошо забытое старое

Тут можно вспомнить, что в казачьих семьях к труду приучали с малолетства. В Мариинском училище Екатеринодара будущих жен казачьих офицеров обучали огородничеству и пчеловодству. А во 2-м Екатеринодарском реальном училище в мае 1916 года учащиеся обрабатывали огороды казаков, мобилизованных на фронт.

Из одной крайности в другую

В Единой трудовой школе, пришедшей на место гимназий, лицеев и реальных училищ, сразу принялись приучать ребят «не быть белоручками». Да так активно, что уже в 1919 году член Комиссии по просвещению и жена Ленина Надежда Крупская писала: «Учеба осталась старая, но наряду с ней детей заставляли мыть полы, посуду, таскать дрова, разгружать вагоны, быть на побегушках». Перегибы на местах стали исправлять, к тому же в молодом государстве стремительно развивались наука и технологии, и в 1937 году уроки труда отменили в пользу изучения основ наук.

Но вот Никита Хрущев весной 1956 года заявил, что выпускников школ следует активно привлекать к труду на заводах, в колхозах и мастерских. Был даже период, когда в вузы принимали лишь тех, кто отработал два года на производстве.

Тут уж возразили в Академии наук: нам, чтобы догнать и перегнать Америку, нужны физики, химики и математики, а не слесари и электромонтеры!

Но Никита Сергеевич от своего не отступал — и в 1959 году выходит Постановление Совмина РСФСР о расширении самообслуживания в школах. Детей заставляли таскать парты, натирать полы и мыть окна без перчаток и горячей воды. И продолжалось такое до 90-х годов прошлого века.

Добавим, что против привлечения детей к дежурствам и субботникам обычно высказываются жители больших городов. В небольших населенных пунктах, у нас на Кубани в том числе, за школами закреплены участки земли, где ученики могут заниматься сельскохозяйственными работами.

Законопроекту еще предстоит доработка. В него могут включить пункт об учете возрастных особенностей и состоянии здоровья каждого ребенка.

Комментарий

Лилиана Егорова, заместитель главы Краснодара по социальным вопросам:

— Я за то, чтобы в школах появилось трудовое воспитание. Это мое глубокое убеждение. Ведь, по сути, вся жизнь человека — это жизнь на благо общества, созидание и труд. А для этого ребенок должен быть к нему приучен, дети должны понимать ценность того, что мы, взрослые, для них создаем, беречь то, что было создано другими людьми. Без этого он и сам не создаст ничего путного. Более того,до тех пор, пока он сам ручками ничего не сделал, пусть какую-то малость: не подмел, не помыл пол или посуду, да в той же школе, он будет бросать, ломать, пачкать, то есть он просто не сможет оценить чужой труд.

Материал подготовила Марина Аванесова


Коллектив KubVesti.Ru поддерживает СВО по денацификации и демилитаризации, которая будет доведена до конца, и выражает благодарность Президенту РФ Владимиру Владимировичу Путину за твердую позицию по защите Русского мира на Украине и во всём мире.