Общество / 25-08-2022 18:46

В Краснодаре определили лучшего водителя автобуса

Впервые конкурс «Лучший специалист города Краснодара 2022 года» в отрасли «Транспорт» прошел так масштабно. Если раньше он проводился ежегодно внутри каждого предприятия, то на этот раз организаторы — Департамент транспорта и дорожного хозяйства краевого центра и Союз транспортников Кубани — решили определить лучшего среди водителей всех предприятий в Краснодаре. Так что двенадцатого августа на базе учебного центра «Автошкола-Политех» было жарко от накала страстей профессионалов, несмотря на проливной дождь с утра.

Соревнования между водителями автобуса — это особое, ни на что не похожее захватывающее зрелище. Здесь нет высоких скоростей и дымящихся от дрифта колес. Многотысячные трибуны не взрываются восторгом, когда болид искусно входит в вираж, а на финише лидера не встречает клетчатый флаг. Но по накалу страстей, уровню мастерства и спортивному азарту эти состязания ничем не уступают королевским гонкам. Награждение победителей конкурса, которого определит Департамент транспорта и дорожного хозяйства города Краснодара, состоится на торжественном мероприятии в честь празднования Дня города Краснодара, фотографии победителей будут размещены на городской Доске почета. А осенью в Сочи, на трассе «Формулы-1», где пройдет конкурс водительского мастерства «Водитель года», поедут победители муниципальных соревнований. Кто будет представлять Краснодар, решилось на недавнем конкурсе.

Экстремальные условия

Казалось, что сама природа поставила перед собой цель выявить самых лучших, испытав на них все свои «прелести»: залповый ливень, порывистый ветер, слепящее, умытое дождем солнце — метеорологический калейдоскоп. Но именно эти обстоятельства можно считать дополнительной гарантией того, что к победе пришли лучшие из лучших.

Испытания для 26 водителей коммерческих перевозчиков и МУП «КТТУ» начались с проверки теоретических знаний. Заняв места в учебной аудитории одного из корпусов Кубанского государственного технологического университета, конкурсанты получили экзаменационные билеты и углубились в изучение вопросов по Правилам дорожного движения (ПДД). Процедура привычная, так как на каждом автотранспортном предприятии в обязательном порядке регулярно проводятся занятия, на которых разбираются изменения в ПДД и спорные дорожные ситуации.
Организаторы же постарались подобрать вопросы, что называется, с подвохом. Это исключало фактор случайности. Только специалист, который досконально знает ПДД, мог безошибочно ответить на все пункты билета.

К чести конкурсантов, теоретический экзамен сдали все.

После первой части участники соревнований переместились на автодром.

Не успели прозвучать фанфары, возвещавшие о начале торжественного открытия конкурса, как обрушился ливень. Что, впрочем, не стало препятствием для участников и гостей мероприятия.

— Водители автобусов в числе первых выходят на улицы города и последними их покидают. Уже в шесть утра вы на маршруте. И в дождь, как сегодня, и в летний зной, и в зимнюю стужу вы занимаетесь общественно полезным делом: перевозите жителей и гостей нашего города. Это очень важная работа, ведь от вашего профессионализма зависит здоровье и безопасность людей. Сегодня будут определены победители, но каждый из вас уже входит в число лучших специалистов,— приветствовал участников конкурса заместитель главы администрации МО город Краснодар Владимир Архипов. — В нашем городе очень многое делается для развития общественного транспорта. Закупается новая техника, идет работа по расширению системы выделенных полос, оптимизируется дорожная сеть. Но именно уровень профессионализма водителей является одним из определяющих факторов для людей, которые делают выбор в пользу общественного транспорта.

И данный конкурс, вне всякого сомнения, позволит сделать еще один шаг в этом направлении.

— Сегодня здесь собрались лучшие водители. Вы прошли отборы в своих организациях и доказали право защищать честь ваших автотранспортных предприятий на уровне города. Популяризация рабочих профессий жизненно необходима. Водитель автобуса — тяжелая и важная работа. Без вас невозможна нормальная жизнь города. Победитель этого конкурса займет заслуженное место на городской Доске почета, а призеры будут представлять Краснодар на краевом конкурсе, который пройдет в Сочи, на трассе «Формулы-1». Удачи вам! — напутствовал участников соревнований президент Союза транспортников Кубани Иван Петров.

— Мы рады принимать этот конкурс на базе нашей автошколы. Сегодня ваши знания и навыки будут оценивать профессиональные судьи — инструкторы нашей автошколы. Желаю вам проявить лучшие качества, и пусть победит сильнейший,— обратился к водителям исполняющий обязанности ректора КубГТУ Михаил Барышев.

От «колеи» по «змейке» — до парковки

Дождь лил нещадно. Под шатром в ожидании своей очереди собрались участники соревнований.
Объявляют первого конкурсанта — и молодой парень в дождевике бежит к стоящему на линии старта ПАЗу. К слову, чтобы условия были равными для всех, практическую часть конкурсанты проходили на одной и той же машине.

Тут надо остановиться на двух моментах: на условиях отбора и, собственно, самом испытании.
Дело в том, что лучшего водителя автобуса начали определять еще в начале года на каждом из предприятий в ходе внутренних конкурсов. В числе критериев были безаварийная езда, отсутствие претензий со стороны пассажиров, знание ПДД и еще ряд требований, которые каждое предприятие выставляло дополнительно. Таким образом, можно сказать, что на автодроме УЦ «Автошкола-Политех» собрались не только самые профессиональные, но и самые вежливые водители.

— Судьи оценивают уровень наших сотрудников, но со своей стороны мы также делаем определенные выводы, которые будем учитывать в своей работе,— объяснил Азамат Ахиджак, директор ООО «Краснодаравтотранс». — Наше предприятие представляют лучшие специалисты. Именно они являются для наших сотрудников флагманами, на которых необходимо равняться. Но успешное развитие невозможно без конкуренции. И эти соревнования — хорошая возможность оценить наши компетенции в сравнении с другими. А получив эти данные, мы сможем понять, на что обратить особое внимание, чтобы повысить уровень безопасности и комфорта для пассажиров. Поэтому, когда нам сообщили о конкурсе, который организовали профильный городской департамент и Союз транспортников Кубани, мы с готовностью откликнулись. Всё, что направлено на улучшение общественного транспорта, должно продвигаться как можно активнее.

Практическая часть соревнований состояла из нескольких этапов. Тронувшись от старта (притом судьи обращают внимание на то, чтобы движение было плавным, но не медленным. — Авт.), водитель подъезжает к «колее». Это испытание представляет собой часть дороги, ограниченной по бокам «фишками». Водитель должен проехать между ними правыми колесами. Задел хотя бы один из ограничителей — нарушение. Далее автобус въезжает в «змейку», которая изгибается под прямым углом. После этого маневра следует еще одна, более пологая «змейка», где водителю надо соблюсти дистанцию и выдержать скорость. Предпоследний этап — заезд в «гараж». Задним ходом водитель с первого раза должен поставить автобус в четко определенные границы. Чуть не доехал или, наоборот, коснулся «фишки» — штрафной балл. На финише от конкурсанта требуется остановиться непосредственно перед стоп-линией, которая одновременно является и стартом…

На первый взгляд, ничего сложного в предложенной трассе не было. Однако стоит учитывать, что по ней едет не легковой автомобиль, а габаритный автобус. И надо обладать наработанными годами навыками, чтобы без помарок пройти все препятствия. А тут еще проливной дождь добавил сложностей.

В пылу борьбы

Соревнования идут своим чередом: участники сменяют за рулем автобуса друг друга. Водители внимательно следят за прохождением дистанции и обсуждают наиболее сложные моменты. Вот очередной конкурсант заканчивает дистанцию и делится впечатлениями с коллегой: Рамис Абдурахманов и Алексей Марков дружат и вместе работают в ООО «Кайман». Рамис водит автобус по 31-му маршруту, Алексей ездит по двадцатому.

Рамис Абдурахманов (слева) и Алексей Марков — лучшие водители ООО «Кайман»

— На пазике не очень привычно, у меня другой автобус. Но я несколько лет работал на этой машине, так что знаю ее особенности,— рассказывает Рамис. — Мы тренировались, особенно в последний месяц. Но всё равно я допустил одну ошибку: на самом финише немного наехал на стоп-линию — слишком рано подумал, что всё закончилось, расслабился.

— Здесь совершенно другое ощущение, чем на линии. В городе большой трафик, постоянно меняющаяся обстановка, пассажиры, за которых в ответе. Тут всего этого нет, присутствует волнение. Оно в первую очередь и является главным соперником. Уверен, что каждый из тех, кто сегодня здесь соревнуется, в иных условиях проехал бы дистанцию без ошибок. Но азарт и желание победить вносят дополнительные трудности. Тот, кто сумел справиться с собой, тот и станет первым,— говорит Алексей Марков.

В этот момент на дистанцию вызывается Оксана Рудь. Единственная женщина в этом конкурсе! Естественно, наше внимание переключается на нее. Да и не только наше: соперники-мужчины тоже смотрят с интересом.

Оксана идет по дистанции уверенно, без рывков и резких торможений. Немного снизила скорость перед «колеей», филигранно вписалась в первую «змейку», прошла вторую. Заезд в «гараж», как показалось мне, тоже прошел без ошибок. И твердая точка — автобус остановился ровно на том месте, откуда стартовал. Пользуясь паузой, спешим поговорить с Оксаной Рудь.

Оксана Рудь — водитель с большим опытом, единственная женщина среди участников конкурса

— Некоторые пассажиры, когда видят, что за рулем женщина, удивляются, хотя я не вижу в этом ничего особенного. Мой папа всю жизнь за рулем. Работал в краснодарском таксопарке №3, потом водил большегрузы. Он и привил мне любовь к вождению. Мне было двенадцать лет, когда отец начал меня учить. Так что для меня было естественным, что в восемнадцать я получила водительское удостоверение, а вскоре успешно сдала экзамены и по другим категориям. Сегодня у меня их пять: А, В, С, D и трамвай. Училась, кстати, здесь, на базе политеха. Видите, судья на «гараже» — это Василий Иванович Переясловец. Он работал с моим папой, а потом пошел сюда инструктором. Он и меня учил. Вы с ним поговорите — он за рулем больше, чем все, кто тут соревнуется,— рассказала Оксана.

— А что было самое трудное здесь?

— «Колея». Надо правыми колесами четко попасть между «фишек». Я сейчас вожу автобус, который поменьше пазика, и надо было привыкнуть к габариту. В принципе опыт тут хорошо помогает. Вот если бы мы на трамваях соревновались, я бы наверняка в лидеры попала. До 2008 года ездила по рельсам. Но на автобусе интереснее: водитель от людей не отгорожен и руль есть — можно маневрировать,— улыбается Оксана Рудь.

Следуя совету собеседницы, перемещаемся в зону «гаража». Василий Иванович, крепкий мужчина пенсионного возраста, в это время оценивал заезд в «гараж» очередного конкурсанта. Что-то заметил и взметнул вверх руку с поднятым указательным пальцем: одно нарушение. Потом уделил внимание нам:

— У меня стаж вождения далеко за полвека. Ездил на всём, что на колесах. Сейчас выросли скорости. А комфорт какой в машинах — мы о таком и мечтать не могли! Но это не отменяет главного: водитель должен быть профессионалом и «прочитывать» дорожную ситуацию на несколько шагов вперед. Такие конкурсы, как сегодняшний,— отличная пропаганда профессии, повышение ее престижа. На мой взгляд, надо вернуть в обиход понятие «шофер». В наше время это было очень почетное звание. Сейчас, когда права получить гораздо легче, ситуация изменилась. Человек после пары месяцев обучения считает себя водителем, но на деле он таковым не является. И уж тем более ему нельзя доверять вождение автобуса или большегруза, где ответственность возрастает в несколько раз. Вот Оксана — настоящий водитель: всего несколько сантиметров не доехала до «гаража». Ее отец учил с малых лет. Потом у меня она обучалась. И от нас она впитала главное: водитель отвечает за людей. А если говорить об общем уровне сегодняшних конкурсантов, то он неплохой, но есть к чему стремиться,— дал строгую оценку Василий Иванович, но тут же расцвел, подняв вверх руку и отметив безупречную парковку очередного конкурсанта: — Вот этот парень по манере вождения — настоящий профессионал. Я его на всей дистанции наблюдал, пока с вами разговаривал. Таких, как он, много, но надо еще больше.

Устремляемся к финишу, чтобы успеть поговорить с водителем, которого похвалил водитель-ас. Успеваем, но, прежде чем поговорить с Денисом Лихограем, так зовут собеседника, изучаем итоговый протокол прохождения дистанции на предмет иных нарушений. Везде нули! Идеально. Сообщаем об этом Денису — он приятно удивлен.

Денис Лихограй, водитель маршрута автобуса 186б, отлично показал себя

— Показалось, что на «колее» фишку зацепил. Оказывается, нормально прошел. Мы с мужиками смотрели за всеми, кто едет, пока ждали своей очереди, и обсуждали. Реально крутой конкурс. Все, даже те, кто этого внешне не показывает, хотят победить. Тут дело даже не в призах, хотя лично я очень хочу промчаться на автобусе по трассе «Формулы-1». Я один раз ездил смотреть гонки — красиво! — рассказывает Денис Лихограй. — С 2017 года работаю на маршруте 186б — вожу пассажиров от Сенного рынка до поселка Лазурного. То есть, как понимаете, львиная доля времени проходит в пробке на Ростовском шоссе. Вместе с тем отмечу, что для выравнивания дорожной ситуации в городе делается многое. Например, реконструкция Зиповского кольца, кто бы что ни говорил, ускорила движение. Мы, водители, можем предложить еще немало решений, которые разгрузят трассы. Такие конкурсы не только нужны для того, чтобы определить лучшего, но и позволяют поговорить с представителями городской власти, которые принимают решения.

Имя лучшего

Практическая часть закончилась. Дождь тоже прошел, словно природа, испытав на прочность, вознаградила солнечным светом всех участников, организаторов и гостей соревнований. Наступила самая волнующая часть — подведение итогов. В ожидании вердикта судей было время еще пообщаться, и мы воспользовались паузой.

— К конкурсу мы готовились несколько месяцев,— рассказал заместитель директора по эксплуатации КТТУ Роман Довгалев. — Определили лучших на предприятии и начали тренировки. Скажу больше, мы прямо на этом автодроме занимались много раз в нерабочее время. И хочу заметить, что такие соревнования имеют очень важный эффект, который не лежит на поверхности. Победить, конечно, хочется. Но гораздо важнее то, что водители рассматривают конкурс как возможность доказать себе, на что они способны. Именно победа над собой позволяет обрести уверенность и дает стимул для развития. На тренировках наши водители проходили эту дистанцию без ошибок: десять из десяти. А сегодня, в условиях соревнований, некоторые поймали предстартовый мандраж. Я сначала удивился, а потом обрадовался: людям важна оценка их труда. Это, наверное, и есть самая главная положительная составляющая таких конкурсов.

Мы угадали с последним собеседником. По результатам соревнования третье место занял сотрудник Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления Виталий Мирошниченко. Серебро завоевал Василий Наливкин, работающий в ООО «Мегаполис» водителем автобуса №67 на маршруте от Кооперативного рынка до поселка Молодежного.

А победителем стал представитель ИП Литвякова — водитель Юрий Чайкин, которого прекрасно знают пассажиры автобуса №136а, следующего по маршруту от улицы Уральской до биофабрики.
Именно фотография Юрия Владимировича на протяжении года будет находиться на городской Доске почета, и это совершенно заслуженно.

Лучший водитель автобуса в Краснодаре — Юрий Чайкин!

Церемония награждения победителей, по словам президента Союза транспортников Кубани Ивана Петрова, пройдет в торжественной обстановке в канун празднования Дня города.
Завершилось мероприятие групповой фотографией и обещаниями участников встретиться на этом автодроме через год, для чего им и их коллегам-водителям предстоит доказать свое право называться лучшими.

Фото на память