Общество / 19-09-2024 17:25

В интересах национальной безопасности

Уголовная ответственность за нарушение условий и отказ от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу как уголовно-правовое средство обеспечения национальной оборонной политики

С 24 февраля 2022 года Российская Федерация проводит специальную военную операцию на территории Украины, где сталкивается не только с вооруженными силами этой страны, но и с объединенным военно-промышленным потенциалом стран — участниц НАТО, поставляющих для нужд киевского режима не только всевозможное оружие и боеприпасы, но и сопутствующие товары, необходимые для поддержания его устойчивости и, следовательно, продолжения данного военного конфликта.

Именно поэтому для нашей страны всё больше возрастает значение государственного оборонного заказа как одного из инструментов мобилизационной модели экономического развития, включающего в себя не только непосредственно товары, предназначенные для ведения боевых действий, но и товары так называемого двойного назначения, предназначающиеся для военного сектора, например продукты питания, лекарственные препараты, вещевое довольствие и многое другое.

Федеральным законом от24.09.2022№365-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ) введено четыре новые нормы,предусматривающие ответственность должностных лиц за нарушение условий государственного контракта по гособоронзаказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения гособоронзаказа (ст. 285.5 УК РФ), за отказ или уклонение от заключения государственного контракта по гособоронзаказу либо договора, необходимого для выполнения гособоронзаказа, если заключение таких государственного контракта либо договора является обязательным в соответствии с федеральным законом (ст. 285.6 УК РФ).

«Зеркальные нормы» введены за совершение аналогичных деяний для недолжностных лиц: ст. 201.2, 201.3 УК РФ.

Так, ст. 201.2 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа.

В соответствии с ч. 1 данной статьи лицо, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за правонарушение,предусмотренное ч. 1 или 2.1 ст. 14.55 КоАП РФ, может быть привлечено к уголовной ответственности за нарушение условий государственного контракта или договора в рамках выполнения государственного оборонного заказа.

Согласно ч. 2данной статьи, если лицо, указанное в ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ, нарушает условия государственного контракта или договора, что приводит к ущербу для Российской Федерации, составляющему не менее пяти процентов стоимости такого контракта или договора, но не менее пяти миллионов рублей, или же нарушает задание государственного оборонного заказа, такое лицо может быть приговорено к лишению свободы на срок от пяти до десяти лет с ограничением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Примечание к данной статье устанавливает возможность освобождения от уголовной ответственности лица, совершившего преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 201.2. Освобождение возможно в случае, если виновное лицо добровольно устранило нарушение условий государственного контракта или договора по государственному оборонному заказу.

За отказ или уклонение лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, предусмотрена ответственность по ст. 201.3 УК РФ.

В соответствии со ст. 201.3 УК РФ, если какое-либо лицо ранее привлекалось к административному наказанию за совершение нарушений, описанных в ч. 1 или 2 ст. 7.29.2 КоАП РФ и впоследствии отказывается или уклоняется от заключения государственного контракта, связанного с государственным оборонным заказом, или договора, необходимого для выполнения такого заказа, при условии, что заключение указанного контракта или договора является обязательным в соответствии с федеральными законами, такое лицо может быть привлечено к уголовной ответственности.

Цель данной статьи заключается в предотвращении ситуаций, когда лица, которые уже подверглись административным наказаниям за определенные нарушения, стараются избежать заключения государственного контракта, обязательного для выполнения государственного оборонного заказа. Такое поведение может повлечь за собой серьезные негативные последствия для государства и нарушить национальную безопасность. В связи с этим закон предусматривает строгие меры наказания для лиц, нарушающих указанные требования.

По ст. 201.2, 201.3 УК РФ субъектом является руководитель организации, не обладающий признаками должностного лица, также ранее привлеченный за аналогичные нарушения к административной ответственности.

За нарушение должностным лицом условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, предусмотрена ответственность по ст. 285.5 УК РФ.

В соответствии с ч. 1данной статьи, если должностное лицо ранее привлекалось к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 14.55 КоАП РФ, и оно нарушает условия государственного контракта или договора по государственному оборонному заказу, ему может быть назначено максимальное наказание в виделишения свободы на срок до восьми лет.

В случае если нарушение условий контракта не привело к значительному ущербу, максимальное наказание в виде лишения свободы — срок до трех лет.

Согласно ч. 2 статьи, если должностное лицо, нарушая условия государственного контракта по государственному оборонному заказу или договора, заключенного для выполнения оборонных задач, причиняет ущерб Российской Федерации в размере не менее пяти процентов от стоимости такого контракта или договора, но не менее пяти миллионов рублей, или не выполняет задания государственного оборонного заказа, ему грозит лишение свободы на срок от пяти до десяти лет с ограничением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Должностное лицо, совершившее преступление, предусмотренное ч. 1 настоящей статьи, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно добровольно устранило нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу или договора, заключенного для выполнения государственного оборонного заказа.

За отказ или уклонение должностного лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, предусмотрена ответственность по ст. 285.6 УК РФ.

Согласно положениям Федерального закона от 29.12.2012 №275-ФЗ«О государственном оборонном заказе» государственный контракт по государственному оборонному заказу — это договор, заключенный государственным заказчиком государственного оборонного заказа от имени Российской Федерации с головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу (головной исполнитель) на поставки такой продукции и предусматривающий обязательства сторон, их ответственность. Под договором понимается договор, заключенный в письменной форме головным исполнителем с исполнителем, участвующим в поставках продукции по государственному оборонному заказу (исполнитель), или между исполнителями на поставки продукции, необходимой головному исполнителю, исполнителю для выполнения государственного оборонного заказа, и предусматривающий в том числе обязательства сторон и их ответственность.

Субъектом преступлений по ст. 285.5, 285.6 УК РФ является должностное лицо, выполняющее функции представителя власти, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в компаниях госсектора, которое ранее привлекалось к административной ответственности по ст. 7.29.2, ст. 14.55 КоАП РФ.

Обязательным условием применения данных норм является наличие административной преюдиции, под которой понимают совершениепротивоправного деяния лицом, ранее уже подвергавшимся административно-деликтному преследованию и наказанию за аналогичные деяния.

При этом уголовная ответственность по данным составам преступлений наступает в случае, если лицо ранее привлекалось в течение года к административной ответственности за нарушение условий государственного оборонного заказа, уклонение и отказ от его заключения.

Объективной стороной вышеуказанных составов преступлений является невыполнение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу и договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, либо нарушение таких условий, отказ либо уклонение от их заключения.

Таким образом, законодатель побудил ответственных лиц к надлежащему исполнению возложенных на них обязанностей в рассматриваемой сфере.

Андрей СТЕПАНЯН, начальник Управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью Прокуратуры Краснодарского края, старший советник юстиции


Коллектив KubVesti.Ru поддерживает СВО по денацификации и демилитаризации, которая будет доведена до конца, и выражает благодарность Президенту РФ Владимиру Владимировичу Путину за твердую позицию по защите Русского мира на Украине и во всём мире.