Культура / 26-08-2022 17:41

В августе 2022 года исполняется 985 лет со дня основания первой библиотеки Древней Руси

В этом месяце исполняется 985 лет со дня основания великим князем Ярославом Мудрым первой библиотеки Древней Руси. Что мы знаем о великом князе Ярославе Мудром? Наши знания в большинстве случаев скупы. Не щедры на информацию и древние летописи. И тем не менее кое-какие сведения о нем дошли и до нас.

Известно, что он был сыном князя Владимира Святославича. Родился он около 978 года с врожденной хромотой. Рано пристрастился к книгам и сохранил к ним верность до конца жизни. Когда ему исполнилось четыре года, его мать, половецкая княжна Рогнеда, приставила к нему четырех учителей учить болгарскому, греческому, варяжскому и латинскому языкам. Неудивительно, что Ярослав Мудрый был одним из образованнейших людей своего времени. И одним из выдающихся государственных деятелей в истории Руси. В годы правления его отца и самого Ярослава Мудрого Киевская Русь пережила небывалый расцвет в образовании, культуре, письменности и архитектуре. Широко распространилась письменность.

Известно, что отец Ярослава Мудрого в 988 году велел учить в Новгороде детей из знатных семей. И Ярослав Мудрый, идя по стопам отца, велел собрать в том же Новгороде триста детей из знатных семей и приказал открыть школу и «учить их книгами». Открывались мастерские по переписке и переводам книг с греческого и болгарского. Книги собирались при монастырях и князьях. Так появлялись в X—XI веках библиотеки.

Создатель славянской азбуки монах Кирилл (Константин), будучи в Херсонесе (Корсуни), видел Евангелие и Псалтырь писаными «русиными письмены».

Отец, дед и дядя многих правителей Европы (Ярослав Мудрый отдал своих двух дочерей замуж: Анастасию — за короля Венгрии Андрея Первого, Елизавету — за короля Норвегии Гарольда Третьего) известен как просвещенный правитель, создатель и организатор первой государственной библиотеки.

Ярослава не случайно прозвали Мудрым. Он таким и был. Отличался государственным умом, знал несколько иностранных языков. Великий князь был страстным книгочеем. Читал при первой возможности и ночью, освободившись от государственных дел, и днем. Князь понимал непреходящую ценность книг. Книги учили мудрости, давали знания, не только исторические и другие, но и учили на примере истории, исторических деятелей, как разумней управлять государством, учась на достижениях и ошибках правителей прошлого.

Сведения, сохранившиеся о Ярославе Мудром в «Повести временных лет», рассказывают о его строительной и книжной деятельности. «В лето 1037 заложил град великий, у этого же града Златые ворота. Заложил и церковь святой Софии… И к книгам прилежал. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык, и списали они книг множество, ими же поучаются верные люди… Ярослав же, книги многие написав, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам».

Ни в «Повести временных лет», ни в других летописях, к сожалению, ни слова не сказано ни о количестве книг в библиотеке, ни об их характере. Хотя и упоминается, что это была церковная литература, необходимость которой диктовалась распространением на Руси христианства, что имело огромное значение для укрепления государства и княжеской власти, расширения культурных и политических связей с европейскими государствами.

Первая библиотека на Руси с годами росла и обогащалась книжными сокровищами.
Ярослав Мудрый ценил и приближал к себе так называемых книжников — мудрецов того времени. Деятельность книжников велась в Софийском соборе, построенном в Киеве Ярославом Мудрым в честь победы над печенегами. Волей князя там было собрано множество книг, которые и стали основой первой государственной библиотеки.

Правда, во времена Ярослава Мудрого библиотеки на Руси назывались по-иному. Книгохранилищами или книжной палатой. Слово «библиотека» греческое и прижилось на Руси гораздо позднее.

Почему и сегодня, по прошествии без малого тысячи лет (в августе отмечается 985-летие со времени ее основания), люди пытаются ее отыскать? Сегодня, в век телевидения, электроники, Интернета! И почему люди во все времена считали книги чудесами из чудес? Прежде всего потому, что они сохраняли память о том, что было, происходило. Не будь библиотек — законсервированной коллективной памяти, не будь книг, человечество развивалось бы гораздо медленнее. Библиотеки — клады человеческой мудрости. Потому мы знаем наперечет главные книгохранилища древности. Прежде всего — Дамасскую библиотеку, в которой собирались веками рукописи на пергаменте — тонко выделанной телячьей или овечьей шкуре. И потому рукописи стоили всегда чрезвычайно дорого. В библиотеке Дамаска хранилась вся мудрость Востока: по истории, философии, математике, геометрии, астрономии, медицине, религии, художественные произведения прозы и поэзии. Во время арабского нашествия часть свитков из библиотеки успели перевезти в Александрию — другую знаменитую сокровищницу рукописей древнего мира. Дамасская библиотека погибла в огне после взятия Дамаска арабами, которые признавали только книги, написанные на арабском языке.

Такая же участь постигла и Александрийскую библиотеку, в которой, помимо прочего, хранились якобы подлинники шедевров античных авторов: Платона, Теренция, Софокла, Еврипида и других.
В конце девятнадцатого века под лопатой археологов открылась еще более древняя библиотека, нежели дамасская или александрийская. Археологи раскапывали столицу Ассирийского государства Ниневию и в развалинах царского дворца неожиданно обнаружили клады глиняных книг или табличек, таблеток. Тысячи, десятки тысяч. Прекрасно сохранившихся благодаря сухому и жаркому климату и потому что они были надежно укрыты развалинами. Интересно, что библиотека делилась по разделам, которые в основном используются и в библиотеках нашего времени! Разделы по наукам, религиозным текстам, по математике, истории, астрономии, дипломатические, медицинские. Показания по сборам налогов. Долговые и прочие расписки, деловая переписка. В том числе среди глиняных книг нашлась такая, где рассказывалось о потопе на пятьсот лет раньше, чем в Библии. До того времени считалось, что Библия — самая древняя книга в истории.

В той же библиотеке ассирийского царя Ашурбанапала, первого грамотного царя, хранилась и табличка с легендой о происхождении земли, неба, океана, о которых мы знали опять-таки только из Библии. Библиотека Ашурбанапала отодвинула наши знания о человеческой цивилизации еще на тысячу лет в глубь истории.

Интересно, что Ашурбанапал понимал ценность книг. Велел охранять их и беречь. Вчерашний пастух, затем писец, в результате переворота ставший царем, ценил знания. А знания хранились только в книгах. Человеческая память зыбкая и ненадежная. И потому велел казнить тех, кто попытается украсть из библиотеки книги.

Недавно археологи обнаружили еще одну библиотеку глиняных книг при раскопках города-государства Мари. Опять же в Передней Азии, по соседству с Ассирией. И тоже с десятками тысяч глиняных книг. Значит, и библиотека Аашурбанапала оказалась не уникальной. Теперь археологи верят, что обнаружат и другие подобные библиотеки. Дело во времени.

Почему мы ищем библиотеку Ярослава Мудрого? По той же, можно сказать, причине, по которой формировались древние библиотеки. Население Древней Руси было безграмотным. И нужны были книги для просвещения и сохранения исторической памяти. Кто мы и откуда есть пошла русская земля. Книги нужны были, чтобы укоренить на Руси христианство. Это был долгий процесс, начиная с князя киевского Владимира, принявшего крещение в Херсонесе (Корсуни) и крестившего Русь, упорно сохраняющую привычные вековые традиции. Что говорить о простых насельниках, когда князь Владимир носил крест и имел больше тысячи жен, в чем его упрекали посланцы Константинопольского патриарха. Простые насельники тайком молились грозному Перуну, Даждьбогу и прочим богам и божкам. Нужно было просвещать народ, переводить на русский религиозные книги с греческого. Этим занимались в монастырях и в храмах.
Первое и единственное упоминание о библиотеке Ярослава Мудрого мы находим в «Повести временных лет», датируемой 1037 годом. Там говорится и о том, что «Ярослав же любил книги и много написанного положил в церкви Святой Софии, которую создал сам».

Ярослав не зря получил прозвище Мудрого. Он написал первое юридическое уложение древней Руси, известное под именем «Русской правды».

Сколько книг хранилось в библиотеке, правильнее сказать в книгохранилище? Известно, что она росла и пополнялась книжными сокровищами.

Основными источниками пополнения библиотеки были переводы и переписка копий. К сожалению, ни о количестве книг (предполагается, что их могло быть от пятисот до тысячи), ни о характере коллекции в настоящее время ничего не известно. Можно предположить, что это были религиозные книги. Летопись подтверждает церковный характер литературы, необходимость которой остро диктовалась распространением христианства на Руси.

Сберечь в то время библиотеку было делом весьма сложным. Потому что дома были в основном деревянные и часто горели. А также из-за войн, которые не щадили книг. Может быть, поэтому из осторожности в соборе Святой Софии, говорят, было несколько библиотек, которые по разным причинам погибли. Так, В 1169 году Мстислав, сын Андрея Боголюбского, князя Владимирского, взял приступом Киев, три дня по традиции его грабил, в том числе не погнушался и облегчить сокровищницу Софийского собора и увез в том числе все книги — главное богатство книгохранилища. В 1203 году Софию ограбили половцы, грозные соседи Киева — степняки. И снова был нанесен урон библиотеке Ярослава Мудрого.

По другой версии, библиотека могла быть спрятана митрополитом Илларионом после ссоры с князьями в катакомбах Киево-Печерской лавры. Вполне возможно, что в составе библиотеки могли оказаться книги греческих иконописцев, расписывавших в XI веке монастырские храмы. Есть еще одно интересное сведение, что в 1106 году в дар монастырю передал свою библиотеку правнук Ярослава — князь Святослав Давидович Черниговский, принявший постриг под именем Николы Святоши. Что это были за книги, время умалчивает.

Что до дальнейшей судьбы библиотеки Ярослава Мудрого, выдающегося государственного деятеля Киевской Руси, сегодня это одна из самых таинственных загадок современной истории. Ее следов до сих пор не обнаружено, как, кстати, и следов библиотеки Ивана Грозного. У специалистов нет единого мнения по этому вопросу. Одни предполагают, что книги из библиотеки разошлись по другим книгохранилищам иных монастырей и храмов. Другие же полагают, что библиотека жива и ее надо искать в тайных подземельях — лабиринтах Софийского собора, Киево-Печерской лавры и Выдубецкого монастыря. Поскольку многие книги, в том числе первый древнерусский летописный свод 1037—1039 годов написан в стенах Софийского собора, равно как и знаменитое «Слово Иллариона». Создан «Изборник Святослава» и «Послание Фоме пресвитеру Смоленскому» и многие другие в стенах Софийского собора.

На существование библиотеки Ярослава Мудрого указывают исследования богослова Павла Алепского. Он посещал книгохранилище Киево-Печерского монастыря и в одном из писем сообщает о большом количестве свитков и пергаментов в библиотеке Софийского собора. Письмо датируется 1653 годом.

Судьбой библиотеки интересовался и Михаил Ломоносов, высказавший предположение о том, что в Киеве также были свитки из Александрийской библиотеки. Ломоносов был убежден и в том, что в Святой Софии хранились знания, принесенные из Индии и Восточной Азии, которые европейцы до сих пор не знали.

История сохранила имена одних из первых авторов книг русских митрополитов — Иллариона и Клима Смолятича. По их трудам легко угадывается, что им были известны труды Гомера, Платона, Аристотеля и других философов древности. Возможно, они переводили и эти труды. Есть предположение, что в Софии Киевской хранился и древний архив, где хранились договоры с Византией, другие грамоты и договоры Древнерусского государства.

Но вернемся к вопросу о том, сколько же все-таки могло быть книг в знаменитой библиотеке. В «Истории руссов», написанной в XVIII веке, говорится, что «великие тысячи рукописных и редких драгоценных манускриптов, писанных на разных языках». В четырехтомном исследовании «История Киева» называется 950 томов. Историк русской православной церкви Е. Голубинский называет более скромную цифру — пятьсот книг. Нынешние ученые полагают, что и эта цифра, возможно, завышена. Реальной цифры не знает никто. В летописи же говорится, что « книг множество».
Но в разные времена существуют свои представления о «множестве». Во времена, когда книги были чрезвычайно редки и столь же дороги, и несколько десятков книг могли казаться множеством.
Что сегодня кажется малым, раньше могло считаться великим. Давайте порассуждаем. В Киеве во времена Ярослава Мудрого толмачей вряд ли было больше десятка. Грамотеев было ничтожно мало. Ярослав Мудрый мог привлечь еще десяток из Болгарии. Такое количество книг, как указывают исследователи, двадцать толмачей смогли бы перевести только более чем за десять лет непрерывной работы. Это огромный срок, когда каждый день что-то происходило: войны, пожары, междоусобицы, которые могли прервать, а то и уничтожить их труд. Впрочем, они могли трудиться и двадцать пять лет, что весьма сомнительно. Ученые полагают, что в библиотеку Ярослава Мудрого могли войти и книги великого князя Владимира, который любил «словеса книжные».

Нередко книги украшались золотом и серебром, драгоценными камнями, чаще всего — Евангелие. В настоящее время сохранилось совсем малое количество рукописных книг на пергаменте. Представьте себе, чтобы было, если бы отыскался десяток или сотня книг Ярослава Мудрого!
Поэтому не стоит удивляться, что не кончается число попыток отыскать заветный книжный клад великого князя. Но и число скептиков не убывает. Они напоминают и о пожарах, и о грабежах Киева. О некоторых из них мы уже рассказали. Напомним, что еще в 1653 году сообщалось о том, что в Киево-Печерской лавре имеется обширное собрание древних книг. Однако в 1718 году в монастыре произошел страшный пожар и бесценное книгохранилище полностью сгорело.
Есть и другая версия: часть книг вроде бы была спрятана в катакомбах в 1665 году.

Сведения о библиотеке теряются в начале XIII века, когда на Русь, раздираемую феодальными распрями, напали монголы. Храм Святой Софии был полностью разрушен.

Вокруг библиотеки существует немало мифов и мистификаций, предположений, где она может до сих пор храниться. Многие ученые склоняются к мысли, что, коль библиотека находилась при Святой Софии, там надо ее и искать.

Еще одно предположение — что библиотека спрятана в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. В 1898 году в нем уже находили клад, припрятанный в потаенной комнате в 1718 году.

В 1941 году советские войска, отступая, взорвали собор. Однако катакомбы под ним уцелели. В них хранились мощи одного из основателей лавры — святого Феодосия. Катакомбы до сих пор не исследованы археологами. Может быть, здесь их ждут сенсационные открытия.

Легенды указывают еще одно место, где может находиться легендарное собрание книг под названием «Зверинецкие пещеры» близ Выдубицкого монастыря.

В 1916 году вблизи храма Святой Софии произошел обвал грунта. Можно было предположить, что обвалилась часть тайного хода или подземелья. Рабочие, проводившие раскопки, в одном из ходов обнаружили берестяную записку со следующим интригующим текстом: «Аще кто найдет этот ход, тот найде великий клад Ярослав». Однако тайник был пуст, а на стене была надпись, гласящая, что тайник был ограблен. О подлинности записки единого мнения нет до сих пор.

Дальнейшие раскопки согласно отчету археологической комиссии были прекращены, чтобы предотвратить несанкционированное кладоискательство местных жителей.

В 2010 году группа исследователей тайных мест обнаружила с помощью биолокации огромное помещение на глубине четырехэтажного дома. Возможно, там хранятся некие ценности.
В советские годы раскопки проводились на территории бывшего Межигорского монастыря. Во время копки котлована был найден подвал, якобы полностью забитый древними книгами. Партийное руководство как будто приказало подвал закопать, а о находке помалкивать.

Что здесь правда, а что вымысел, сказать невозможно. Ясно одно: тайна библиотеки Ярослава Мудрого остается задачей со множеством неизвестных. Удастся ли ее когда-нибудь решить, покажет только время.