Общество / 06-10-2022 19:55

Трамвайную ветку в Восточно-Кругликовском микрорайоне не пустят через частный сектор

В Общественной палате Краснодара состоялся круглый стол по вопросу прокладки трамвайной линии в Восточно-Кругликовском микрорайоне. Провел мероприятие заместитель председателя Общественной палаты краевого центра, председатель комиссии по градостроительству, архитектурной деятельности, вопросам промышленного сектора, землеустройству, экологии и охране окружающей среды Виктор Тимофеев.

Представители городской администрации, общественники и эксперты рассмотрели два варианта маршрута с учетом сроков реализации и стоимости проекта, а также проанализировали альтернативы повышения транспортной доступности Восточно-Кругликовского микрорайона.
Краснодар продолжает расти, и решение транспортных проблем стало одной из первоочередных задач. Развитие трамвая как основного вида общественного транспорта предусмотрено генпланом города и проектом «Магистраль», разработанным мэрией в 2021 году. Помимо ветки, проложенной недавно по улице Московской, предусмотрено несколько этапов создания трамвайных путей и в других частях города.

Уже подписано концессионное соглашение о прокладке западной ветки — от Западного трамвайного депо до Немецкой Деревни и «Баскет-Холла» с выходом на улицу Московскую. В планах мэрии также трамвайные линии в микрорайоны Восточно-Кругликовский и Гидростроителей.

— В настоящее время планируется прокладка трамвайной линии от улицы Красных Зорь до улицы Домбайской. Сейчас предполагается два варианта маршрута: через переулок Новосельский, предложенный разработчиками генплана Краснодара, и через улицу имени Жлобы, подготовленный Департаментом транспорта в 2021 году,— рассказал председатель комиссии Виктор Тимофеев.

Прокладка трамвайных путей и новой автомобильной дороги через переулок Новосельский предполагает изъятие и выкуп земельных участков, находящихся в частной собственности, и снос нескольких десятков частных жилых домов. Вариант через улицу Жлобы будет длиннее на шестьсот метров — по подсчетам специалистов, это увеличит маршрут всего на четыре минуты.

— Мэрия города сейчас рассматривает частную концессионную инициативу по развитию трамвайной системы Краснодара. На сегодняшний момент готового решения по прокладке трамвайной ветки в Восточно-Кругликовском микрорайоне нет. Сначала будет рассматриваться вариант проектирования трамвайных линий по улице Жлобы. По предварительной информации, для прохождения маршрута через переулок Новосельский городу предстоит выкупить 36 земельных участков, стоимость которых может превышать миллиард рублей. Точное число участков, попадающих под изъятие, и сумма их выкупа станут известны только после завершения разработки проекта планировки и проектно-сметной документации, независимой экспертной оценки. В случае прохождения линии через улицу Жлобы либо не придется выкупать земельные участки, либо их число будет единичным,— уточнила исполняющая обязанности директора городского Департамента транспорта и дорожного хозяйства Галина Шешина.

По ее словам, этот проект очень важен для жителей восточной части Краснодара: речь идет об обеспечении трамвайным сообщением четырехсот тысяч жителей. В случае заключения концессии протянуть линию в Восточно-Кругликовский микрорайон должны до конца 2025 года. Но такое соглашение предполагает и жесткие требования по срокам предоставления мэрией земельных участков под строительство, нарушение которых приведет к дополнительным тратам из местного бюджета.

— Плюсы и минусы есть как у первого, так и у второго варианта. Основной плюс прокладки линии по улице Жлобы заключается в том, что трамвай пройдет в непосредственной близости от стадиона «Краснодар», остановка будет удобной для жителей ЖК «Панорама». Недостатки: движение трамваев будет совмещено с проезжей частью, будут дополнительные повороты, поэтому скорость прохождения вагонов здесь будет меньше. К сожалению, по переулку Новосельскому проблема гораздо более серьезная. Мы прекрасно понимаем, что процесс изъятия и выкупа 36 участков связан с судебными тяжбами и может занять не один год. Одно только это ставит реализацию проекта по переулку Новосельскому под реальную угрозу. Таким образом, мое мнение однозначное: лучше реализовать данный проект по улице Жлобы, чем вообще не реализовать его. В нынешних реалиях это самый оптимальный вариант,— считает директор МУП «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» Александр Грачев.

Также он отметил, что в восточную часть города будет запущены новые троллейбусы с увеличенным автономным ходом, которые сейчас закупаются для Краснодара.

Владислав Амерханов, представитель общественного движения «Помоги городу» и член комиссии по землепользованию и застройке Краснодара, высказался за поиск рационального решения. С одной стороны, он понимает жителей, желающих получить «разумную» компенсацию за земельные участки, попадающие в зону прокладки трамвайных линий. В то же время он предлагает обратить внимание на сложную ситуацию с дорожным движением, которое потребует серьезных изменений при выборе варианта по улице Жлобы.

Также Владислав Амерханов напомнил, что трамвайная линия через переулок Новосельский внесена в генеральный план Краснодара, разработанный специалистами санкт-петербургского НИИ перспективного градостроительства. Однако, как отметил общественник Сергей Бурцев, создатели генплана уже официально сообщили, что не возражают против маршрута через улицу Жлобы.
— Мы живем в городе-миллионере и считаем, что власти должны делать так, чтобы было удобно пассажирам, пользующимся общественным транспортом. Трамвайные ветки на данный момент морально устарели, поэтому люди пересаживаются на личный транспорт. Мы предлагаем прокладывать трамвайные направления по прямой, чтобы экономить время тысяч жителей Краснодара,— объяснила свою позицию руководитель общественной организации «Транспортная инициатива» Марина Репещук.

С точкой зрения общественницы категорически не согласны жители Краснодара, которые могут лишиться домов ради экономии пассажирами четырех минут. С 2021 года они неоднократно обращались в администрации Краснодара и Краснодарского края с просьбой не допустить сноса их жилья. А в августе 2022 года записали обращение к губернатору Кубани Вениамину Кондратьеву, в котором попросили протянуть трамвайную линию по улице Жлобы — в соответствии с обещаниями, данными ранее городскими властями.

На круглом столе Алексей Бовкун и Сергей Бурцев, как и многие их соседи, высказались категорически против прокладки новой ветки через Новосельский проезд. В случае выбора этого маршрута владельцы домов готовы отстаивать свои интересы вплоть до Верховного Суда России, что неизбежно приведет к затягиванию сроков реализации проекта еще на несколько лет.
На круглом столе отметили, что сегодня трамваи — самый быстрый и эффективный общественный транспорт Краснодара. Но до тех пор, пока трамвайные пути будут пересекаться с автомобильными дорогами, движение транспорта будет затруднительным. Этот момент учтен профильными специалистами, которые при подготовке проекта изменят параметры автомобильной дороги и разработают альтернативные варианты транспортной схемы для этого района.

Виктор Тимофеев, подводя итоги встречи, сказал, что Общественная палата города готова предоставлять площадку для встреч представителям власти, экспертам и общественности, которые хотят совместными усилиями улучшать Краснодар.


Коллектив KubVesti.Ru поддерживает СВО по денацификации и демилитаризации, которая будет доведена до конца, и выражает благодарность Президенту РФ Владимиру Владимировичу Путину за твердую позицию по защите Русского мира на Украине и во всём мире.