Общество / 27-04-2023 17:59

Судьба человека: пером и шпагой

Нашему коллеге-журналисту, спецкору «Сельской жизни», сегодня исполнилось семьдесят пять лет. О жизни, об удивительных событиях в судьбе этого человека наш рассказ.

Мало кому удается за одну жизнь прожить… сразу несколько. Это и в голове как-то не укладывается. Но удивительны судьбы людские. Трудовой стаж нашего коллеги — свыше шестидесяти лет, из них около двадцати лет — секретарь парткома и замруководителя трех хозяйств Кубани, четверть века отдано службе во Внутренних войсках МВД, около пятнадцати лет был атаманом Ейского отдела Кубанского казачьего общества и около двадцати лет — завотделом и замредактора двух краевых газет и «Сельской жизни». И не пытайтесь «календарно» складывать — всё равно собьетесь: где-то год шел за два, где-то новая ипостась жизни накладывалась на другую. И уж неизвестно, куда вписать еще и бурную общественную деятельность: доверенное лицо будущих губернаторов Н. Д. Егорова, А. Н. Ткачева, депутата Госдумы России первого созыва А. Т. Кочегуры, сам избирался депутатом в Республике Коми. Или такой факт: один из бывших сослуживцев ныне в ближайшем окружении президента России, или тот факт, что только «крестников», то есть сотрудников «органов», кому дал путевку в жизнь, уже свыше двадцати. Личное поручительство «батьки» многого стоит. А среди «ребят с нашего двора» был и Иван Санько, с ним дружба до самого последнего дня Ивана. Легендарный контр-адмирал Санько — это он в девяностые вывел тяжелый крейсер-авианосец «Адмирал Кузнецов» с территории Украины… О многом ныне история умалчивает. Кстати, в будущем году крейсер с «Кинжалами» должен заступить на боевое дежурство.

А вспомнить тех ребят, за которыми приглядывал, которых пестовал в свое время! Виктор Сычев, академик РАН, бывший директор, а ныне научный руководитель НИИ агрохимии имени Прянишникова, в их числе. Какие люди! Или ныне покойный владыка Исидор, архиепископ Екатеринодарский и Кубанский. Познакомились еще в годы службы Александра Васильевича на севере… Скажи, кто твой друг…

Железный Медведь

О своей службе Александр Васильевич не рассказывает. И не скромность тому причиной. Единственное, что можно сказать: по службе объездил и знает всю страну. А служить — это в первый «заход» — начал в Литве. Кстати, до места службы вместе с призывниками не доехал. Состав шел в Германию, а на кубанского хлопца, который с первого же дня навел порядок в разношерстной компании будущих солдат, слабых защищал, буйных мог и кулаком утихомирить, командиры сразу же обратили внимание. Ночью кто-то разбудил: «Вставай, дальше не поедешь. Через час на станции выходишь. Тебя встретят».

Вот так решилась судьба. Скажем коротко: контрразведка. Учеба или училище? Не спрашивайте. Случайность — нет? Неизвестно. Отец, Василий Экменчи, прошел всю войну — тоже служил в разведке, в кавалерии у генерал-майора В. В. Крюкова, был в охране маршала К. К. Рокоссовского, который 24 июня 1945 года будет командовать Парадом Победы на Красной площади. Потом, четверть века спустя, сын уже Александра — Эдуард Экменчи — тоже срочную отслужит в разведке, станет боевым офицером, пройдет многие горячие точки…

Итак, город Плунге. Литва. Всё. Носили форму летчиков, к какому-то полку были приписаны. Ну и всё… Правда, и там отличился, стал комсоргом части. И когда демобилизовался, полк ему такие проводы устроил! Он рядом с командиром, мимо проходят строевым шагом бойцы, отдают честь своему комсоргу.

…Гражданка. По разнарядке Каневского райкома партии — спортинструктор и секретарь комитета совхоза «Кубанская степь». Заочно — учеба в Краснодарском сельхозинституте — будущий ученый агроном. Годы полетели как птицы. Семья, дочка Ирина, потом сын Эдик, Наташа. Устоявшаяся совхозная жизнь с ранними побудками, с обязательным присутствием на первых дойках — в четыре утра, объезды полей, народный контроль, активы, бюро, собрания, пленумы. И… выговоры с занесением в личное дело. За всё! За прохолост свиней, за нехватку комбикормов, за поваленную после урагана пшеницу. Правда, та же «Кубанская степь» — одно из первых хозяйств края и страны — получила звание «Хозяйство высокой культуры земледелия». И как водится, поощрение — медаль «За трудовую доблесть», и тут же скорее наказание — перевод в самое отстающее и самое большое по площадям хозяйство — «Путь к коммунизму». Вот так это бывало…

А однажды ночью звонок: «Александр Васильевич, вам надо явиться туда-то и к стольки-то. Вылетайте первым рейсом». Что? Куда? Не сразу понял, что всё еще числится капитаном запаса. Желания никто не спрашивает. Сутки — и вот оно, новое место службы. Достаточно вальяжной походкой проходит по затененному тихому коридору, открывает дверь, проходит к столу. Незнакомый человек поднял голову и рявкнул: «Назад! Шагом марш! Переодеться и явиться по всем правилам!» В соседней комнате на стуле новенькая форма, сапоги… и чужие погоны майора. Не решился пристегивать. Уже строевым шагом идет обратно. И снова тот же рык: «Одеться по всем правилам! Шагом марш!» Дошло, что погоны — его!

Служба началась. И пустыня Каракумы, и Республика Коми, и Северный Кавказ. И морозы за пятьдесят, когда усы примерзают к щекам, и жара за пятьдесят, когда, кажется, плавятся мозги, а на ночь еще приходится выворачивать всё белье: кругом тарантулы и змеи. И пески, в которых вязнут вездеходы. И болота Колымы, и тоже вездеходы, но тут они тонут. Насмотрелся и на белые ночи под Архангельском, и на медведей, которые выходят на опушки в тайге, и на гадюк в пустыне… И на людей, которые хуже зверей, тоже насмотрелся. Железный — это он.

…Служба. Всякое. В поездах — отдельное купе, самолеты. Однажды — вызов: одна северная зона бастует, зачинщики захватили заложников, грозят расправой. Все методы уже испробованы, осталось последнее — Железный Медведь (в этих местах у Экменчи такое прозвище, на местном сленге — кликуха).

Прибыл уже под утро, зашел в штаб, попросил коньяка, опрокинул стакан. Потом сложил оружие, снял кобуру, даже китель на стул бросил — и под снегом пошел к зданию, где только что стены не сотрясались от улюлюканья, матюков, звона и грохота по решеткам. О чем говорил с бунтовщиками, какие слова находил, теперь уже вряд ли кто расскажет. Но вздохнул начальник тюрьмы и отпустил по домам команду спасателей, которые вот уже вторые сутки как были готовы работать с газом. Кто понимает, поймет, а так — и знать не надо…

Любо, атаман!

Конец восьмидесятых сейчас принято ругать. А вспомнить — какой стихийный взлет национального самосознания, возможность говорить открыто! А 26 апреля 1991 года принят закон «О реабилитации репрессированных народов». О казаках — ни слова. Только через год Верховный Совет России примет постановление «О реабилитации казачества», в котором, кстати, пропишут и «восстановление традиционных наименований населенных пунктов и улиц». Конечно, Александр Экменчи уже в самой гуще событий. Первые казачьи сборы — скорее, сборища! Самостийность такая, какой в истинном казачестве никогда не бывало! То грозят местного батюшку принародно выпороть: мол, на личный автомобиль потратил собранные на строительство церкви деньги, то решаются и реально жгут покрышки возле районной администрации — в знак протеста против нового главы, то склоки по земле, то очередные выборы едва не перешли в драку. Вот такое «общество»!

Появление Экменчи в Каневском районе, а он, подполковник в отставке, конечно, не прошло незамеченным. Сначала рядовой казак Привольненского хуторского казачьего общества, он уже через два года в чине заместителя, а затем и первый законно избранный атаман Ейского отдела Кубанского казачьего общества, а это десять районов северной зоны края и один район соседней, Ростовской области. Установление казачьей власти? Ну да, нечто подобное. Новая, стихийно восставшая из пепла сила вдохнула свежую струю в жизнь всей России. Да, сейчас, спустя многие годы, можно сказать, что казачество так и не обрело тех привилегий, на которые рассчитывало, не получило в свободное пользование землю… Это так. Но сейчас в нашей России десять реестровых войск, 24 кадетских корпуса, свыше тысячи казачьих классов, сто пятьдесят патриотических казачьих клубов. И семь миллионов человек по крови, по духу считают себя казаками.

А начинали с малого! Торжественно, с митингами устанавливали на администрациях районов, городов, хуторов флаги Кубанского казачьего войска, шли в школы, помогали ветеранам, ехали в гарнизоны и формировали казачьи подразделения для участия в горячих точках, восстановили связь с казачеством за рубежом. А он, казачий полковник Кубанского казачьего войска, всегда впереди, всегда выступает перед людьми, ведет за собой. Целая жизнь — в двух словах не опишешь!

И все-таки перо

Писать в районную газету Александр Васильевич, член Союза журналистов России, начал еще с комсомола. Потом в армии — курировал двадцать четыре, скажем так, кустовые редакции. В свой казачий период буквально прославился на Кубани громкими публикациями по самым острым темам: земли, шефской помощи флоту и воинским подразделениям, подготовки допризывников.

И новая ипостась жизни — журналистика. Многие недоумевали: на пике популярности — и вдруг какие-то газеты. Да не какие-то. Это ведущие газеты Кубани: «Вольная Кубань», «Кубань сегодня», затем краевой выпуск газеты «Труд», затем уже и «Сельская жизнь». К наградам добавились новые, одна из весомых — диплом за освещение национальных приоритетных проектов России — за год объехали 44 района Кубани и рассказали обо всём: о здравоохранении, строительстве, образовании, подвигах земляков, передовых проектах. Пересказывать публикации — труд малоинтересный. Журналистов надо читать. Кстати, еще один нераскрытый дар Экменчи — балагур и шутник, анекдоты не знает, свои расскажет — жизненные. Готов к выходу в свет сборник «Казачьи побрехэньки». Выйдет книга — там всё и увидите: и про армию, и про казаков и казачек, да на «ридной мове», и про газетную нашу стезю. Всё — с юмором, живо, да просто смешно.

«Помогать людям и не унывать» — жизненное кредо офицера, атамана, журналиста. А свой юбилей проведет Александр Экменчи, как обычно, в дороге. Новое задание редакции — для него это приказ.

Подготовила: Елена ФЕДОРОВА


Коллектив KubVesti.Ru поддерживает СВО по денацификации и демилитаризации, которая будет доведена до конца, и выражает благодарность Президенту РФ Владимиру Владимировичу Путину за твердую позицию по защите Русского мира на Украине и во всём мире.