В редакции медиахолдинга «Кубань сегодня» побывал протоиерей, настоятель храма «Всех скорбящих Радость», кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель Кубанского государственного университета и Екатеринодарской православной духовной семинарии, член Общественной палаты Краснодара Алексей Касатиков.
Священнослужитель вошел в обновленный состав городской Общественной палаты и в комиссию по информационному развитию, работе с общественными объединениями, СМИ, вопросам общественной дипломатии, гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений.
Нас услышали
— Отец Алексей, какие вопросы вы вносите на рассмотрение в комиссию Общественной палаты?
— Самое главное для меня было принятие решения по вопросу увековечения памяти почившего митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора. Мы выдвинули эту идею — депутаты городской думы Краснодара и местные власти одобрили предложение и решили назвать парк в станице Старокорсунской в честь покойного митрополита Исидора. Там в походных условиях уже была отслужена Божественная литургия. Надеемся, что в этом месте со временем возведут храм в честь покровителя нашего владыки Исидора — священномученика Исидора Юрьевского, пострадавшего в городе Юрьеве, который вместе со своими прихожанами был утоплен немецкими рыцарями в 1472 году. Тогда Прибалтика, как и сейчас, оказалась отрезанной от России, а русские люди жили в городе, основанном русским князем Ярославом Мудрым. Крестоносцы утопили в проруби семьдесят двух человек во главе с их пастырем — священником Исидором — за то, что православные не отреклись от своей веры. В день ангела владыки мы всегда собирались в кафедральном соборе, чтобы помолиться.
Также предлагали назвать его именем одну из краснодарских улиц, но пока этот вопрос не решен. Эта инициатива была обсуждена еще и широко через газету «Краснодарские известия», где были предложены кандидатуры тех, чьими именами можно назвать улицы, и с большим перевесом жители города поддержали кандидатуру владыки.
Судьба старейшего храма под вопросом
— Как вы видите свою работу в комиссии?
— Для церкви важно принимать участие в работе такого представительного органа. Мы озвучиваем позицию русской православной церкви (РПЦ) и большинства местных жителей, которые являются православными. К счастью, наша позиция по многим вопросам совпадает с позицией людей и властей и предложения, которые мы вносим, находят отклик.
В работе комиссии рассматриваются разные вопросы, в том числе и вопросы охраны исторических и культурных памятников Краснодара. Я предложил обсудить решение вопроса, вставшего перед храмом «Всех скорбящих Радость». Это старейший храм нашего города. Он был построен в 1842 году и освящен через два года епископом Черноморским и Кавказским Иеремией (Соловьевым).
Сегодня этот архитектурный ансамбль корпусов первой городской больницы и храма является памятником культуры регионального значения. Храм сохранил свое предназначение, хотя ему не раз грозило уничтожение. Скорбященская церковь в безбожные советские годы была разграблена и закрыта, здание использовалось под различные нужды больницы. В 1994 году здание храма вернули верующим. Управление государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края выдало предписание по охране памятника, восстановлением и сохранением которого мы занимаемся почти тридцать лет. Для понуждения исполнения предписания нас даже в арбитражный суд вызывали. Закон требует, чтобы была составлена научно-проектная документация. Мы не против, но расходы ложатся на церковь, не обладающей такими финансовыми возможностями. Сумма, необходимая только для составления документации, в несколько раз превышает годовой бюджет нашего храма. Эта проблема стоит и перед другими старинными храмами.
— Какие пути решения существуют для решения этого вопроса?
— Можно попробовать выиграть грант — такой опыт есть у кубанских храмов, но здесь существует еще один юридический момент: помещение в собственности церкви, а земля под ним приходу не принадлежит. Землю передать в собственность можно, только если у церкви есть отдельный подъезд, но мы со всех сторон окружены больницей. И въезд на эту территорию один единственный. Рассчитываем найти поддержку у политиков, меценатов. Будем благодарны каждому, кто поможет!
— РПЦ призывает мобилизовать прихожан для сбора помощи участникам СВО. На Кубани церкви оказывают помощь тем, кто находится на передовой. На территориях одних храмов плетут масксети, в других церквях собирают пожертвования. Каким образом храм «Всех скорбящих Радость», настоятелем которого вы являетесь, участвует в поддержке наших военных?
— Наш храм расположен на территории первой городской больницы и стеснен в площадях. В течение двух лет пандемии доступ прихожан к нам был сильно ограничен, поэтому организовать изготовление маскировочных сетей у нас мы не можем. Но наши прихожане участвуют в этом в Свято-Екатерининском соборе и других храмах. Также прихожане нашего храма собирают помощь для российских солдат.
На Пасху мы провели благотворительную ярмарку. Кто-то принес поделки, которые покупали прихожане, кто-то жертвовал денежные средства. Передали вырученные средства волонтерской организации, которая отчиталась в приобретении необходимого для воинов.
Совсем недавно мы собрали и отправили денежные средства военным через маму нашего прихожанина, который окончил Рязанское военное училище МВД и сейчас служит в зоне СВО.
— Как священники оказываются в зоне СВО?
— Священники обращаются в епархию, получают благословение. Чаще туда направляют монашествующих. В Московском патриархате существует отдел по взаимодействию с Вооруженными силами, который контактирует с Минобороны России. Священники на передовой присутствуют, и там им рады. Не взирая на все сложности, священники поддерживают солдат очень активно. Русская православная церковь всегда поддерживала и поддерживает воинов, защищающих наше Отечество.
— Вы были в зоне спецоперации?
— Я на передовой не был, но готов поехать! Есть десятилетний опыт поддержки армейских будней в маленьком войсковом храма Александра Невского, в свое время проходил службу в Пограничных войсках на границе с Ираном, в Закавказье.
Несем потери
— Церковь старается донести слово Божие всеми возможными способами. В том числе использует современные технологии и выходит в Интернет. Во время коронавируса велись трансляции богослужений, и постепенно церковь заняла свою нишу в информационном пространстве, присутствует в соцсетях. Для чего это всё делается?
— Оружие церкви — это слово Божие, и доставлять его можно разными способами. К сожалению, через Интернет распространяется очень много откровенно вредной, разрушительной информации. Я считаю, что проблема гораздо масштабнее, чем кажется на первый взгляд. Нам противостоит мощнейшая организованная злая сила, которую не получится победить кустарными способами. Ей может противостоять только государство. Наше государство должно выработать систему контроля в сфере информационных технологий. Потери происходят даже в семьях с правильным воспитанием. Дети слушают Интернет более, чем своих родителей. А потом заявляют о желании сменить пол, во время мобилизации убегают то в Грузию, то в Киргизию, то в Казахстан… И считают, что правы. Через Интернет, соцсети, через СМИ осуществляется манипуляция сознанием, изменение сознания подобно тому, что происходит в деструктивных сектах. Суть этого явления в том, что человек не желает видеть то, что перед его глазами. Ему внушенное мнение дороже того, что на самом деле имеется. Мы видим, что целые страны уже подверглись такому изменению сознанию. Общество этих стран, благодаря агрессивной манипуляциям сознанием, превратилось в огромную секту, в которой подавляется критическое мышление. Печальный пример этому — сегодняшняя Украина. В прошлом — гитлеровская Германия.
Подобного рода разрушительные усилия давно прилагаются и к нашей молодежи. Например, в 2012 году были страшные пожары в США. Горела Калифорния. Сгорели тысячи домов, погибли сотни людей, эвакуация населения состояла в том, что людей призвали своими силами бежать туда, куда получится. Но многие наши молодые люди в это время ругали российскую власть за то, что в Сибири горела тайга в тех местах, где и людей почти нет. Яркий пример того, что люди не хотели видеть того, что есть на самом деле, но некритически воспринимали разрушительную информацию, направленную против своей страны, своего народа, своих родителей.
Диалог с читателями
— Несколько вопросов наших читателей. Не стремятся ли приезжие с другим вероисповеданием принять православие? Как при таком многообразии религий сохранить мир?
— Если человек искренне ищет Бога, то одного факта переезда с места на место недостаточно. Решение о принятии веры должно быть хорошо осознанным. Каждый верующий человек именно свою веру считает единственной истинной. Поэтому в диалоге представителей разных религий лучшим вариантом, на мой взгляд, будет попытка каждому из собеседников показать истину, которую он видит в своей религии. Не укорять иноверца в его заблуждении, а показать истину, которую ты познал, приняв свою веру. Были примеры, когда люди другой веры, изучая православие, стали любить его всей душой. Мы можем увидеть это на примере царской семьи Романовых. Александра Федоровна, супруга Николая II, приняла православие, выйдя замуж за наследника престола, поскольку это было требованием российского закона. А ее родная сестра Елизавета Федоровна вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, который не был наследником. Поэтому ей было необязательно принимать православие. Но, прожив несколько лет в России, познакомившись с православием, она приняла его. Обе были воспитаны в лютеранстве, но прославлены как православные святые. Елизавета Федоровна после трагической смерти своего супруга, убитого террористом Каляевым, имя которого, к сожалению, носит одна из улиц нашего города, посвятила себя служению обездоленным, бедным людям, основав Марфо-Мариинскую обитель милосердия в Москве. По ее образцу в России образовались многие обители, сестры которых молились и служили ближним. Причиной смены веры должна быть любовь к истине и осознание того, что принимаемая вера содержит божественную истину и соединяет человека с Богом.
— Наша читательница, приехавшая из Еревана, носит имя Гаяна. Она заходила в разные храмы на Кубани, чтобы поставить свечку за здравие, но в одних ей отвечали, что святая с ее именем есть, в других — что нет. Где правда?
— В православии чтится святая мученица Рипсимия, которая пострадала за Христа с тридцатью пятью девами, среди них есть и Гаяне (Гаиания). Эти мученицы пострадали тогда, когда Церковь была едина. Благодаря мученическому подвигу этих дев Армения стала первым христианским государством. К сожалению, последующие исторические процессы привели к тому, что Армянская церковь отделилась от Вселенского православия, не приняв решения Четвертого вселенского собора.
«Невидимая» церковь
— В центре России на храмах, построенных примерно в одно и то же время, мы можем наблюдать большое разнообразие куполов и крестов. Есть ли у этих разных форм свой потаенный смысл?
— Смысл, конечно, есть, но не потаенный. Количество куполов может обозначать единство Бога (один купол), два купола — божественную и человеческую природу, соединенную в едином божественном лице Иисуса Христа. Три — Святую Троицу и т. д.
— Изучая историю русского купечества, наша читательница столкнулась с необъяснимым историческим фактом. У купцов были официально признанные ими внебрачные дети. Это не единичный случай, можно привести множество примеров, когда купцы давали таким детям фамилию, образование, приданое, дочерей выдавали замуж за своих деловых партнеров и т. д. Как это могло уживаться с христианской моралью, об утрате которой современниками так много говорится сегодня?
— Забота о детях как раз с христианской моралью согласуется. Если человек стал причиной появления ребенка, хоть и во грехе, то должен заботиться о нем. Не согласуется с христианской нравственностью блуд, супружеская неверность, которые приводят к рождению детей вне брака. Сейчас распространен другой грех — аборты. Все люди, прежде всего женщины, должны понимать, что аборт — это убийство своего ребенка! Западная культура поставила науку на службу блуду, предлагая способы блуда, избавляющие от рождения детей.
— Если у вас возникают соблазны, как вы с ними боретесь и какие советы по этому поводу можете дать людям?
— Церковь имеет богатый опыт духовной жизни и борьбы с грехом. Для того чтобы воспринять этот опыт, человеку необходимо быть в Церкви, жить церковной жизнью, следовать учению Церкви, участвовать в таинствах Церкви — исповеди, причастии Тела и Крови Христовых. Только тогда человек получает надежную помощь и защиту от всяких соблазнов и искушений.
— Довольно часто спрашивают: можно ли обращаться к Богу, минуя церковь?
— Церковь создана Иисусом Христом для нашего спасения. Без Церкви прийти к Богу невозможно. Церковь — есть Тело Христово, а верующие в ней соединены, как члены в теле. Церковь — это столп и утверждение истины. Христос сказал: «Я есмь путь, и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Для всякого, кому важны слова Иисуса Христа, ясно, что без Церкви к Богу прийти нельзя.
— За этим вопросом следует вопрос о том, что церковные работники обогащаются за счет прихожан. Как вы это прокомментируете?
— Чужие деньги всегда жгут завистливую душу. Но разве можно построить храм без денег, содержать его? Зимой отапливать, летом охлаждать. Как жить людям, которые трудятся в храме каждый день? Когда люди устраиваются на работу, они же не стесняются запрашивать зарплату? Это вопросы людей с двойными стандартами, которые не хотят знать Бога, но от работников церкви требуют невозможного. Сами при этом не ходят в церковь и не соблюдают тех высоких требований, которые предъявляют верующим.
В случае, если церковные работники злоупотребляют законом, это должно быть наказано. Такие печальные случаи, к сожалению, есть, когда люди в церковном сане оступались. Однако это касается не только церковных людей. Это касается любого человека, в том числе и тех, кто в церкви ни разу не был и не слышал ее призыва к спасению.
Марина ЛЬВОВА
Фото Анны КРАВЕЦ
Коллектив KubVesti.Ru поддерживает СВО по денацификации и демилитаризации, которая будет доведена до конца, и выражает благодарность Президенту РФ Владимиру Владимировичу Путину за твердую позицию по защите Русского мира на Украине и во всём мире.