Город / 04-08-2022 10:40

На Баскет-холл трамвай отправится: в Краснодаре продолжат строить трамвайные пути

Пассажиропоток — пять миллионов в год

Как следует из предложения «Синары», трамвайную сеть продлят в западную часть Краснодара — к «Городу спорта». Всего компания обязуется проложить 35,6 км новых путей и пополнить парк трамваев (до 100 машин). Работы планируется выполнить в четыре этапа за четыре года — до конца 2026-го. Срок действия концессионного соглашения — 30 лет.

Общий объем инвестиций концессионера в трамвайные ветки — более 28,4 млрд рублей. Сметная стоимость проекта — 15,46 млрд, подвижного состава — чуть менее 9,7 млрд рублей. 

Собственные средства «Синары» — 1,8 млрд рублей, 17,8 млрд — кредитные средства, которые привлечет компания. И 8,6 млрд рублей — капитальный грант из федерального бюджета.

Пассажиропоток ветки составит около 5 млн человек в год.

— Наше предложение заключает в себе наилучшие опции, которые смогут удовлетворить транспортные нужды Краснодара по повышению связности районов города, — отметил генеральный директор «Синара — Городские Транспортные Решения» Евгений Васильев. — Надеюсь, все необходимые процедуры будут успешно пройдены, и мы сможем подписать соглашение уже этой осенью.

На вопрос «Краснодарских известий» о том, почему первой будут строить ветку к Баскет-холлу, в пресс-службе «Синара ГТР» ответили, что именно эта ветка выглядит наиболее проработанной и понятной.

— По закону проект соглашения должен «повисеть» в открытом доступе 40 дней, чтобы получить обратную связь. Срок истекает 8 сентября. После стороны в течение 30 дней должны подписать документы и приступить к работе,

— пояснила начальник департамента по коммуникациям и связям с общественностью Группы «Синара» Екатерина Хабирова.

А не логичнее ли было выделить деньги МУП «КТТУ», которое,  скорее всего, все равно выступит в качестве субподрядчика на строительстве? 

— У предприятия нет таких возможностей. Есть мощности для обслуживания существующей контактной сети, но нет для строительства новых путей. Никто не выделил бы федеральный грант и не дал бы таких кредитов муниципальной компании. Как вы думаете, почему в течение 25 лет в городе не было построено ни одного километра дороги? Решение принималось  на уровне не города, а края, — возражает общественнице директор МУП «КТТУ» Александр Грачев. — Но даже если бы это и произошло, что из разряда фантастики, то у нас было бы много сложностей. Каждый болтик, гайку, крепление, костыль мы должны проводить через контрактные процедуры по 223-ФЗ. Это занимает много времени. С точки зрения скорости решение о строительстве линии по концессии наиболее оптимальное.

Энка станет почти центром города

Остальные эксперты отметили позитивную сторону проекта. 

— Север Краснодара отрезан от трамвайной сети, — отметил сооснователь архитектурно-дизайнерского бюро CG Garnet Артем Слюсаревский. —  Ветка в Немецкую деревню — возможность ее связки с общественным ядром («Экспоград Юг», Баскет-холл, Дворец водных видов спорта, Ледовый дворец, СК «Чемпион», ТЦ «Красная площадь», «Парк достижений»). К слову, после реализации проекта можно улучшить качество городской среды. Трамвай формирует идентичность нашего города и позитивно скажется на его развитии.

Мультипликативный эффект трамвайных линий отметили и представители бизнеса.

— Развитие трамвайной сети на запад и север сделает эти территории доступнее с точки зрения логистики и «приблизит» эти территории к центру города, — согласен член Ассоциации перевозчиков общественного транспорта Краснодара Андрей Григоренко. — С точки зрения развития малого и среднего бизнеса это очень привлекательный проект. Если раньше путешествие в Энку воспринималось как экзотика, то с трамваем она станет почти центром города. Надеемся, что и в разрабатываемой в настоящее время городской транспортной стратегии автобусные маршруты будут развиваться с учетом новых трамвайных линий.

Эксперт добавил, что любое крупное инфраструктурное строительство делает Краснодар более привлекательным и комфортным для жизни. 

— Хотелось бы строить сразу все направления трамвайных путей. Но объемы капитальных вложений (инвестиций) требуются огромные, — отмечает кандидат технических наук Сергей Близниченко. — Аргументы сторонников и противников разных вариантов развития сети трамвайных линий убедительны. На мой взгляд, чтобы определиться с выбором оптимального варианта, необходимо провести всенародное обсуждение с привлечением широкого круга экспертов. Пусть городские власти и потенциальные исполнители проектов с цифрами в руках ответят на все вопросы экспертов. Это поднимет авторитет городских властей и успокоит горожан.

Цитата дня

— Рассчитываем на успешное заключение концессии. Это важно для города и жителей. Хотя срок соглашения 25 лет, все работы по строительству трамвайных линий должны быть выполнены в ближайшие четыре года — до 2026-го. Для столицы Кубани это станет настоящим прорывом. Особая благодарность — губернатору Кубани Вениамину Ивановичу Кондратьеву. Благодаря его поддержке у Краснодара постоянно появляются новые возможности для развития и роста.

— прокомментировал мэр Краснодара Андрей Алексеенко новость о публикации в ГИС «Торги» проекта концессионного соглашения.

Текст подготовил Владимир Приходько