Общество / 09-02-2024 13:19

Мост через время и пространство

Дорога без мостов ведет в тупик — так считали строители и сооружали инженерные шедевры, десятилетиями исправно соединявшие берега строптивой Кубани.

Славные традиции мостостроителей минувших лет в Краснодарском крае продолжают и сейчас, возводя новые мосты и заботясь о тех, что уже построены. К слову, кроме мостов в нашем регионе прокладываются сотни километров новых трасс, создаются развязки, возводятся путепроводы и другие объекты дорожной инфраструктуры. Традиции, как говорится, обязывают.

Так, летом прошлого года завершено строительство дублера Яблоновского моста между Краснодаром и Адыгеей, а на трассе в обход Тимашевска запустили движение по новому путепроводу — мосту через реку Кирпили. Очередной объект на Дальнем подходе к Крымскому мосту позволил существенно сократить время в пути тем, кто направляется к Черноморскому побережью Кубани или дальше, в Крым. Что же касается самого Крымского моста, то в прошлом году он отметил свой первый юбилей: пятилетие со дня запуска автомобильного движения.

Они были первыми

Железнодорожному мосту, открывшему Краснодару (Екатеринодару) транспортный выход к Черному морю, в прошлом году стукнуло бы 136 лет. Остается только жалеть, что до юбилейной даты он не дотянул. По сути, этот мост был первым в череде подобных сооружений, составивших честь и славу кубанским инженерам.

По свидетельству архивных документов, старше железнодорожного считается лишь понтонный мост через реку Кубань, который в обиходе называется Траховским — по имени местного купца, промышленника и мецената Лю Трахова. Это наплавное сооружение появилось всего на десяток лет раньше железнодорожного моста и прослужило до двадцатых годов прошлого столетия, пережив за это время несколько крупных ремонтов. Оно соединяло берега Кубани в районе нынешней улицы Севастопольской.

Вся конструкция состояла из нескольких баркасов с бревнами, сцепленных между собой. По бревенчатому настилу подводы и пешеходы попадали на другой берег реки. Поначалу переправа принадлежала купцу Боброву, а в самом начале XX века сооружение выкупил предприимчивый Лю Трахов, посчитавший ее весьма выгодным делом. Купец не ошибся в расчетах: по оценке историков, переправа ежегодно приносила до девяти тысяч рублей дохода. За проход или проезд по мосту взималась плата: одна копейка с пешехода, три копейки — с конного, пять — с пустой повозки и десять — с груженой.

Железнодорожный мост, построенный в 1887 году, был грандиозным сооружением для своего времени. Его открытие стало настоящим событием, привлекшим внимание «великого множества» горожан и местной прессы. Длина моста достигала 130 саженей (около 304 метров), три мощные опоры и две береговые фермы поддерживали ажурные металлические конструкции, придававшие всему сооружению элегантный вид. По железнодорожному мосту с берега на берег Кубани могли перемещаться как поезда, так и конные экипажи и пешеходы. Стоит отметить, что с проезжающих по мосту никакой платы не взимали.

Железнодорожный мост через Кубань просуществовал до августа 1942 года и, чтобы замедлить массированное наступление фашистских соединений, был взорван советскими саперами. Опоры разрушенного железнодорожного моста до сих пор видны на дне, когда река мелеет.

Чудо инженерного искусства

Во время Великой Отечественной войны был разрушен и деревянный пешеходный мост через Кубань, построенный в 1926 году. На его месте сейчас находится автомобильный Яблоновский мост, связывающий кубанский и адыгейский берега. По некоторым сведениям, мост был сожжен вместе с находившимися на нем фашистами, а новый мост здесь построили уже после войны, в 1952 году.

Этот мост с двухполосным движением исправно связывает столицу Кубани и поселок Яблоновский, расположенный на территории Адыгеи. Мост, рассчитанный на движение по нему шести тысяч машин в сутки, пропускал за это время около тридцати тысяч авто. Вместе с тем на реконструкцию мост закрывали всего дважды: в 2008 и 2012 году. Но и ремонтные работы улучшить ситуацию не могли: дальнейшая эксплуатация перегруженного моста становилась небезопасной. В качестве временной меры в 2019 году по Яблоновскому мосту приостановили движение грузового транспорта и автобусов.

Впрочем, еще в 2012 году стало ясно, что городу необходим новый мост, началась работа над проектом нового мостового сооружения, продолжавшаяся в течение трех лет. В 2015-м проект четырехполосного автомобильного моста прошел государственную экспертизу. Общую стоимость работ оценили в 182,5 миллиона рублей.

Строительство нового Яблоновского моста начали в двух десятках метров от старого в конце 2019 года. Завершить его планировали только в 2024 году. Благодаря федеральной поддержке сроки удалось существенно сократить. Движение по мосту открыли в июне 2023-го.

«Частично открыли движение по новому Яблоновскому мосту. Передать масштаб проекта не сможет ни одна фотография. Мост позволит разгрузить автомобильные потоки в городе. А жители и гости краевой столицы смогут без пробок проехать в соседний регион. Благодарен федеральному и краевому правительству за строительство инженерного произведения искусства»,— написал в день открытия моста в своем аккаунте в «Телеграме» мэр кубанской столицы Евгений Наумов.

Попытка не пытка

Мост через Керченский пролив, сооружение которого справедливо называют стройкой XXI века, соединил Крым и Краснодарский край. Наверное, именно потому мост и получил название Крымский. Его длина составила 19 километров. Автодорожная часть моста была готова в 2018 году, а железнодорожная — в 2019-м. Эта успешная попытка наладить надежную переправу с крымских на кубанские берега, как свидетельствуют архивные документы, была четвертой по счету. Возведение моста в этом месте начиналось трижды, но каждый раз довести стройку до конца мешали веские обстоятельства.

Одна из первых реальных попуток организовать «сухопутное» сообщение через пролив относится к 1899 году, когда в Петербурге был издан фолиант под названием «Проект поднятия уровня Азовского моря запрудою Керченского пролива. Составлен Владимиром Дмитриевичем Менделеевым. Посмертное издание, с приложением двух карт и пяти разрезов».

Сын знаменитого ученого предложил построить плотину из трех частей, а еще одну, вспомогательную, поставить на реке Кубани. В ней предполагалось устроить два шлюза, чтобы дать возможность судам проходить через пролив. Общая стоимость работ в рамках проекта была оценена в семь миллионов рублей — деньги по тем временам немалые.

Следующая попытка соорудить подобие моста через Керченский пролив была предпринята в середине Великой Отечественной войны, когда надежная переправа понадобилась немецким войскам. В мемуарах министра вооружений гитлеровской Германии А. Шпеера читаем: «Весной 1943 года Гитлер потребовал начать строительство пятикилометрового моста для автомобильного и железнодорожного транспорта через Керченский пролив».

Наступление советских войск весной и летом 1943 года не позволило оккупантам достроить мост. По приказу Сталина работы завершили уже наши, и накануне 27-й годовщины Октября пустили по мосту первый поезд. Впрочем, спешка и нехватка материалов сыграли злую шутку со строителями. Ослабленная конструкция рухнула в ледоход весной 1945 года. Разрушенный мост был признан не подлежащим восстановлению, его разобрали, чтобы не мешал судоходству.

Третий по счету проект моста через Керченский пролив появился ближе к середине 1970-х годов. Он представлял собой сплошную плотину от Ильича в сторону Керчи, которая так и не была построена. О проекте в силу разных причин забыли, отложив его в долгий ящик.

К идее организации «сухой» переправы через пролив вернулись уже в наше время. Возводить важнейший для страны объект, соединяющий материк и полуостров, начали в феврале 2016 года. В мае 2018-го состоялся запуск автодорожной части, а в декабре 2019-го — железнодорожной.

Символичным можно назвать тот факт, что первым по Крымскому мосту проехал Владимир Путин. Российский лидер сел за руль КамАЗа и проехал по новому объекту, после чего поблагодарил всех, кто строил мост. За пять с лишним лет, прошедших с той поры, по мосту на крымский берег и обратно проехали сотни тысяч авто, а поезда доставили по назначению тысячи пассажиров и тысячи тонн грузов.

В октябре прошлого года террористы испытали Крымский мост на прочность. Восьмого октября 2022 года взрыв спрятанной в кузове грузовика бомбы, состоявшей, по данным следствия, из 21 тонны взрывчатки на основе гексогена, привел к обрушению трех пролетов моста. Также из-за взрыва вспыхнул пожар в семи цистернах проходившего рядом поезда. В результате теракта погибло пять человек. Восстановление моста заняло несколько месяцев и обошлось в миллиарды рублей. Благодаря самоотверженной работе строителей все восстановительные работы на мосту были завершены раньше срока.

Рина КАРЕТИНА


Коллектив KubVesti.Ru поддерживает СВО по денацификации и демилитаризации, которая будет доведена до конца, и выражает благодарность Президенту РФ Владимиру Владимировичу Путину за твердую позицию по защите Русского мира на Украине и во всём мире.