Общество / 16-03-2023 11:53

Яркая планета по имени Дарья

Говорят же, умная женщина — строитель. А если еще и красивая — внешне и внутренне, то ей просто цены нет.

Наша героиня именно такая — обаятельная и конкретная, легкая на подъем и консервативная, что касается принадлежности к общепринятым ценностям. Она неизменно в хорошем расположении духа и при этом железно добивается цели. Если понадобится, и в горящую избу войдет, и коня на скаку остановит, и в разведке будет надежна. К тому же музыкально образованна, мастерица печь пироги, знает толк в прокладке дорог и руль в руках крепко держит — не только своего легкового автомобиля, но и как талантливый управленец, как мудрая жена, поддерживающая в семье авторитет мужа.

Всё это — о Дарье Чубачук, генеральном директоре Союза дорожников Кубани.

С ней мы побеседовали о разном: о проблемах в дорожной отрасли, о строительстве мостов, и в частности Яблоновского, о том, почему она, золотая медалистка, после окончания «английской» школы предпочла престижному факультету романо-германской филологии автодорожный факультет и продолжила дело родителей — известных дорожников Бузмаревых, участвовавших в строительстве Краснодарского водохранилища. Еще и пополнила династию супруга, однокурсника Александра Чубачука, отец которого стоял у истоков мостостроения на Кубани.

Отличницы должны идти в дорожники

— Дарья Николаевна, так всё же вы по собственному желанию пошли в дорожники или родители оказали влияние?

— На самом деле я человек увлекающийся и общительный, отлично знала английский язык в пятнадцать лет, в июле 1990 года по программе обмена в числе всего пятидесяти школьников от Советского Союза целый год провела в США, в американской семье в штате Аризона. Меня очень тепло принимали эти люди, им нравилась наша страна, их дочь учила русский язык, и вместе с ней я ходила в школу, причем в класс с повышенным уровнем знания языка, чего не все местные достигали. Это, кстати, свидетельство прекрасного советского образования, которое нам давали в те годы.

Так вот, хотя учителя мне настоятельно советовали поступать в университет, на факультет романо-германской филологии, я подумала, что это скучно. То ли дело автомобильный факультет политехнического института! С собой за компанию сагитировала и подружку, Иру Иванусь, кстати серебряную медалистку. Мы обе поступили. Из ста человек курса было всего десять девочек, а в моей группе нас было четверо и двадцать пять парней. У нас была дружная группа, мы были активными, не боялись работы. Из имеющихся специальностей я выбрала «городские дороги» — по совету папы. Он, как опытный дорожник, который в то время руководил Первомайским ДРСУ, четко обосновал свой посыл: мол, надо выбирать то, что сложнее — изучать устройство бытовой, ливневой канализации, водопровод, освещение. Мне же везде надо туда, где посложнее. Так, видно, устроена моя планета. (Смеется.) Окончила я вуз с красным дипломом. Многие из однокурсников остались в профессии и сегодня работают на ответственных руководящих должностях в отрасли, в вузах.

Так что «дорогу» я предпочла по собственному желанию, хотя, наверное, сыграли роль и мамины наставления: «Отличницы должны идти в дорожники — дороги нужны всегда. И парней там много, мужа найдешь хорошего…»

— И вы нашли?

— Да, к концу пятого курса я и моя подруга Ольга вышли замуж за студентов-дорожников и по сей день счастливы в браке.

В 1997 году после окончания уже технологического университета мы с мужем устроились на работу в «Кубаньдорблагоустройство». Он — мастером, я — инженером ПТО, потом я стала начальником этого отдела: выполняла сметы, обучила много молодежи, а муж дорос до заместителя генерального директора по производству.

Через четырнадцать лет, в конце 2012 года, перешла на другое крупное предприятие, тоже начальником ПТО. Интересный объект мы выполняли: реконструировали участок дороги М4 «Дон» от станицы Выселки до станицы Динской. Это была грандиозная стройка с применением высоких технологий. Потом я сменила еще несколько мест работы, пока Александр Николаевич (Карпенко. — Прим. авт.) не уговорил меня организовать работу краснодарского филиала ООО «СтройЮгРегион».

На выставке техники разговор с производителями ведут президент Союза дорожников Кубани Александр Карпенко (первый справа) и генеральный директор Дарья Чубачук

Ни минуты покоя

— Началась новая страница в вашей профессиональной жизни, так же?

— Да, так и было. Начинала одна в комнате, где был стол и компьютер. Через время филиал составлял уже коллектив, который вел инженерное сопровождение нескольких объектов, работал с заказчиком. В 2019 году в моей жизни снова перемена: было создано новое предприятие — «ДорМост» — для того, чтобы прокладывать дороги к мостам и на мостовых сооружениях, и мне было предложено его возглавить. Начинали снова малыми силами, а через время коллектив вырос до 250 человек, парк техники составлял уже семьдесят единиц, работало три дорожных участка. Режим работы был таким же, как у мостовиков: вахтовый с переездами комплексным городком. В семь утра начиналась работа, а до этого — развод, то есть постановка задач, и прохождение медицинских осмотров. Завтрак был в шесть часов.

— Вы тоже жили по такому графику?

— А как по-другому? Я же директор. Раз в неделю объезжала объекты с главным инженером. Встать надо было в три часа, чтобы успеть к разводу, или выезжала с вечера. Первый серьезный объект у нас был в двадцатом году — «Строительство транспортной развязки автодороги М4 „Дон” на км 1346», это поворот на аул Тугургой с тремя искусственными сооружениями и многочисленными съездами. Это был долгострой, но мы его успешно выполнили. Среди других объектов — «Строительство транспортной развязки автодороги М4 „Дон” на км 1342», подходы к мосту через реку Баканку на автодороге А146 Краснодар — Верхнебаканский в районе поселка Саук-Дере. Одни из наиболее значимых объектов, которые я начинала,— прокладка дороги в Кисловодске — подъезда к спорткомплексу «Олимпийский» (с. Малое Седло) в Ставропольском крае, дороги к ветроэнергетическим станциям Росатома в Ставропольском крае. Все они были разбросаны, на все я ездила. А как иначе?!

— Как вас муж отпускал?

— Мы понимаем друг друга, доверяем. Теперь он руководит «ДорМостом», а меня пригласили работать в Союз дорожников Кубани.

— Полтора года, как вы там работаете генеральным директором под руководством президента Союза дорожников Кубани Александра Николаевича Карпенко. И сами дорожники говорят о том, что их профессиональное сообщество стало активным, действенным, сплоченным. Но Карпенко — максималист, и работать с ним непросто: или надо выкладываться на все сто, или — до свидания.

— Да, Александр Николаевич сложный. Но он решительный, его целеустремленность основана на высоком КПД. То есть сделать дело для него важно, но еще важнее сделать с умом, на перспективу. И такой подход к жизни я полностью разделяю. Так легче жить — людям прямо в глаза смотреть, себя уважать. Кому-то хорошо, когда день прошел — и ладно, но у нас, в Союзе дорожников Кубани, все работают с полной отдачей. Проблем накопилось много и отраслевых, и локальных. По кадровой проблеме достаточно серьезно идем вперед.

— На самом деле Союз дорожников Кубани работает в вопросе привлечения кадров очень плодотворно, и мы не раз рассказывали об этом. А вот в других направлениях как обстоят дела? Насколько удается найти понимание у власти?

Мы занимаем активную позицию, и важно, что наш заказчик — Министерство транспорта и дорожного хозяйства края — нас слышит, поддерживает наши инициативы. Мы проводим совместные совещания, техсоветы, приглашаем на них и руководство Краснодаркрайгосэкспертизы. Бывали на наших заседаниях и депутаты Госдумы, и народные избранники из Законодательного Собрания края.

— Какие вопросы удалось решить?

— При участии Союза дорожников уже решен ряд немаловажных вопросов. В частности, вопрос утилизации отходов грунта V класса опасности при прокладке дорог. Это тот грунт, который дорожники снимают в ходе работ, но для повторного применения использовать не могут. Объем такого грунта бывает колоссальным. Полигоны готовы принять этот грунт, но только за плату. А проектом затраты на утилизацию не учитываются — только на перевозку. И что делать подрядчику? Приходится ужиматься в перевозках, чтобы хоть как-то компенсировать затраты, или идти на убыток, чтобы реализовать объект, иначе ты попадешь в список недобросовестных поставщиков. А поскольку все мы работаем по сорок четвертому федеральному закону о госзакупках, это уже серьезный удар по имиджу предприятия.

Чтобы нас услышали, мы инициировали несколько совещаний с присутствием руководства Министерства транспорта и дорожного хозяйства и Краснодаркрайгосэкспертизы, руководителей тех предприятий, у кого такие отходы образуются на объектах стройки и реконструкции, а это крупные предприятия, осваивающие больше половины дорожного фонда. Много направляли писем, разъяснений, обращались в Минприроды. В итоге в новых проектах, прошедших экспертизу, затраты на размещение такого грунта учтены. Это большая победа.

На строительстве Яблоновского моста с начальником участка

Следующий вопрос, который решали по просьбе всех наших 55 организаций — членов Союза дорожников Кубани при поддержке регионального Минтранса, касается изменения методики ценообразования в строительстве. Если раньше, до 2022 года, затраты на банковскую гарантию, а это немалые деньги, подрядчик брал из своего кармана, то сейчас разрешено включать их в сводный сметный расчет. Получено добро и со стороны Краснодаркрайгосэкспертизы. Это решение касается всех подрядчиков, потому что любой контракт по Федеральному закону №44 подлежит гарантии.

Еще вопрос, волнующий наши организации: почему индексы перехода, а они раз в квартал устанавливаются Минстроем России для каждого региона, не всегда учитывают уровень заработной платы? В итоге зарплата в сметах получается ниже, чем по факту. Подрядчик вынужден экономить на стоимости стройматериалов, чтобы выдать зарплату работникам. Больше не на чем: экономить на качестве мы не можем — идет многоуровневый строгий контроль. Над чем мы бьемся? Индексы формируются на основании данных статистики, а эти данные подают в том числе и предприятия в отчетах по зарплате. Когда предприятие полностью платит зарплату официально, тогда и зарплата в среднем по региону выходит высокая. Если нет, то и статистика неточна. То есть проблема многогранная, она в процессе решения. Мы проводим разъяснительную работу. Планируется переход на ресурсный метод ценообразования с учетом текущих цен, и федеральными органами формируется портал, на котором будут указаны текущие цены по регионам на материалы, на машины и механизмы, средняя заработная плата при проведении капремонтов, цена строительства и реконструкции.

— Если не секрет, какова рентабельность объектов у дорожников?

— Она совсем не такая высокая, как многим кажется: десять — двенадцать процентов. И при этом, как известно, наши организации за счет добровольных благотворительных взносов строят Центр военно-патриотического воспитания молодежи «Патриот» в Динском районе, создали музей-парк «Россия — моя история».

Среди задач, которые сейчас решает Союз дорожников Кубани,— добиться присвоения нам статуса социально ориентированной организации. И это логично, раз мы безвозмездно строим крупные социально значимые объекты и передаем их тоже безвозмездно в пользование, скажем, Министерству культуры края, как в случае с историческим парком. Что дает этот статус? Уменьшение предприятиям налоговых выплат. Но тут загвоздка оказалась в том, что данный статус могут присваивать Министерство образования, науки и молодежной политики, Министерство культуры либо Министерство труда и социального развития, но только при деятельности по своим направлениям. Объекты же строительства в этот перечень по закону Краснодарского края не входят. То есть, чтобы решить этот вопрос, надо его инициировать, чем мы сейчас и занимаемся.

Вот еще вопрос, который нами решен: по странному стечению обстоятельств исторический парк «Россия — моя история», построенный нами еще в 2018 году, числился на балансе нашего дорожного фонда, хотя эксплуатировался краевым Министерством культуры. В итоге в конце прошлого года нам удалось перевести этот музей-парк на баланс Минкультуры.

Еще считаю важным результатом работы Союза дорожников Кубани с органами власти отмену социальных налогов на выплаты материальной помощи семьям участников специальной военной операции и налога на прибыль с гуманитарной помощи, которая передается нашими предприятиями в воинские части. От имени Союза дорожников Кубани мы обратились с письмом в ЗСК, в бюджетный комитет, возглавляемый И. П. Артеменко, также я, как член общественного совета при Управлении Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, обратилась к его председателю Д. М. Башмакову. Наша инициатива была поддержана в Государственной Думе России, и на сегодняшний день соответствующие изменения в Налоговый кодекс внесены.

Работа по привлечению кадров в Союзе дорожников Кубани идет активно. Эти студенты Брюховецкого аграрного колледжа уже приняли решение идти работать в Тимашевское ДРСУ

Герои сегодняшних будней

— Надо признать, что современные дорожные объекты на территории нашего края не хуже европейских.

— Кстати, совсем недавно первый заместитель министра нашего профильного министерства Андрей Вячеславович Косьянов сообщил: заместитель председателя правительства России Марат Шакирзянович Хуснуллин во время видеоконференции проинформировал, что лидерами в дорожном строительстве, включая выполнение нацпроекта «Безопасные и качественные дороги», освоение средств дорожного фонда, стали Московская область, Краснодарский край и Санкт-Петербург и он будет ходатайствовать перед премьер-министром страны о награждении губернаторов этих субъектов России.

— Яблоновский мост, как известно, строится тоже за счет нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» и генеральным подрядчиком там выступает «СтройЮгРегион», руководит которым президент Союза дорожников Кубани Александр Карпенко. Это поистине уникальное сооружение привлекает взоры жителей, люди следят за новостями с этой стройки. Что там происходит на данный момент? Поделитесь информацией.

— На самом деле, это уникальное сооружение. С точки зрения архитектуры подобная конструкция с одной плоскостью основного несущего элемента в виде так называемой хребтовой арки представляет собой интересное решение, придающее сооружению индивидуальный и запоминающийся облик. Длина мостового перехода составляет 478 метров, длина подходов — 477 метров. Сейчас там полным ходом идет монтаж арок и подготовка к устройству асфальтобетонного покрытия на подходах к мосту. К лету будет уже запущено движение на половине моста. Напомню, что его общая ширина — сорок два метра. А открытие ожидается к концу 2023 года — на год раньше срока.

— Это действительно огромное событие для края — строительство такого сооружения, и участников этой стройки, как и каждого, кто причастен к возведению Центра военно-патриотического воспитания молодежи «Патриот», смело можно называть героями.

— Я уверена, что профессия дорожника и почетна, и престижна. Вот недавно с коллегой по Союзу дорожников Кубани Ольгой Беляковой мы были в Тихорецком индустриальном техникуме на дне открытых дверей для родителей и рассказали удивленным мамам и папам о преимуществах нашей профессии. О том, что дороги прокладываются всегда, в том числе будут прокладываться и на новых территориях, что финансирование в отрасли бюджетное, а значит, стабильное, что профессия дорожника мирная и хорошо оплачиваемая. К примеру, водитель автогрейдера за двенадцать часов пятнадцатидневной работы получает семьдесят пять тысяч рублей, а, допустим, механизатор экскаватора — от сорока пяти тысяч!

Счастье — когда тебя понимают

— А вы детям своим посоветовали бы идти в дорожники?

— Сын, Михаил, уже работает на дорожном предприятии и одновременно учится в магистратуре КубГТУ по профилю, так что продолжатель династии есть. Он и на линии поработал, и в геодезии имеет опыт. Дочка, Екатерина,— школьница, и я ей всё время говорю, что наша профессия самая мирная и очень емкая. Чтобы стать хорошим дорожником, надо обладать разными компетенциями: разбираться в стройматериалах, в технике, владеть технологиями, быть мобильным и т. д. Нужен к тому же твердый характер, целеустремленность, понимание того, как четко организовать работу. Я в ней вижу хорошего управленца — ответственного. Но пока она не горит желанием, говорит: «Вы с папой всё время только и говорите о работе».

Поживем — увидим, я за то, чтобы каждый выбирал профессию ту, которая по сердцу.

Но правда и в том, что в семье им меня не хватает: я всё время мотаюсь по работе. Зато когда я дома, они борются за общение со мной: дети — себе, папа — себе. (Смеется.) Люблю готовить, особенно мне удается выпечка из дрожжевого теста.

К Пасхе печем двумя противнями, участвуют все — и дети, и Саша.

А вообще, если без шуток, мы с мужем единомышленники, легкие на подъем, на принятие решений. Притом что он у меня крупный, большой, громкий.

— То есть вы желанная женщина! Вам интересно жить?

— Конечно!

Подготовила Евгения ВОЛЬСКАЯ


Коллектив KubVesti.Ru поддерживает СВО по денацификации и демилитаризации, которая будет доведена до конца, и выражает благодарность Президенту РФ Владимиру Владимировичу Путину за твердую позицию по защите Русского мира на Украине и во всём мире.