Досуг / 17-01-2023 12:31

Хореограф-постановщик Евгения Пичкалева: «Спектакль как сеанс психотерапии»

Осенью прошлого года на камерной сцене арт-пространства «Свои» перед публикой раскрылась история трех сестер «Покуда связь не прервалась», которую рассказала Евгения Пичкалева языком современной хореографии. Бесконечно женственная и пластичная постановка с глубоким смыслом стала новым словом в городской культуре и привлекла внимание театралов. Какая тема легла в основу SOULSPHERE и почему этот спектакль стоит посмотреть всем супружеским парам?

Help me!

— Евгения, мы с вами разговаривали после премьеры «Покуда связь не прервалась». Вы говорили, что у вас есть только наброски новой постановки. И вот я вижу, что появился ее анонс. Рассказывайте!

— Предлагаете мне спойлерить? Хорошо. Soulsphere — это спектакль о мужчине и женщине, а именно о защитной оболочке, под которой прячется человеческая душа. Моя героиня пытается достучаться до своего любимого, пробраться сквозь панцирь.

— Вы снова подняли интересную тему, которую незаслуженно игнорируют. Женщины в России страдают мазохизмом: я тебя спасу, родной! Издеваешься надо мной? Ничего, мы все преодолеем! А надо ли? Может, лучше бежать, пока не поздно?

— Сразу скажу, что девушка выходит из этих токсичных отношений. И не потому, что устала пробиваться сквозь баррикады, нет. У нее уже есть жизненный опыт, она достаточно быстро во всем разобралась и оставила мальчика в покое, наедине со своими тараканами. Декорации созвучны тому, что происходит у него в душе. Вначале  это темное пространство и мигающие лампочки Эдисона. Сценография будет меняться с развитием истории.

— Нервно.

— Он находится в подавленном состоянии в своей комнате, натягивая на голову одеяло. Вдруг в его жизнь приходит девушка, и он идет навстречу ее свету. В начале пути страха нет. Он как бы сам себе позволяет влюбиться в нее. Слой за слоем снимает свою защиту (аллегория с толстым свитером), начинается дуэтная хореография, лампочки загораются. Ему легко, ведь слоев еще много. Как только он сбрасывает последний и остается условно обнаженным, пугается, ведь теперь он беззащитен. Начинает выталкивать ее из своего пространства, вновь одевает на себя все свои сто свитеров под музыку Low Roar Help me. Когда я ставила хореографию, говорила исполнительнице, что она должна прикасаться к этому куполу, который он воздвиг вокруг себя, с нежностью, осторожностью и любовью. Девушка уходит, а внутри молодого человека запускаются процессы трансформации.

— Я знала похожего. Мне тогда было 18 лет. Хочу сказать, что многих женщин сломали такие «принцы из сумасшедшего дома», ведь, как правило, они умны и хороши собой. Муха села на варенье — вот и все стихотворенье.

— Все мы знаем или знали такого героя, спросите у любой женщины. Но точка боли — это точка роста. После развода и тяжелого расставания должен произойти скачок. Ты либо идешь вверх, либо погружаешься в состояние «пожалейте меня». И ничего хорошего в твоей жизни не происходит.

Актер будет подходить к зрительницам…

— Все же она смогла зацепить мужчину?

— Полагаю, что да. Он не мог подпустить ее ближе, но и не готов был ее потерять. В итоге он открывается миру, но этой девушки у него больше нет. Я хочу сделать такую фишку: герой будет подходить к одной из зрительниц, брать ее за руку и как бы говорить ей: «Откройся и ты». Бывает, что и представительницы прекрасного пола боятся любви. Что я хочу сказать этим спектаклем?  Мы должны нести свет в этот мир, а не прятаться от него, замыкаясь каждый в своей боли, как в чулане. Так много людей, которые по неосторожности или специально обжигают других людей. Не нужно этого делать.

Фото: архив респондента

На границе абьюза

— Что чувствует женщина в ситуации, когда ее, по сути, отвергают?

— Моя героиня — это душа, а душа не может злиться. Это разум дает оценки и делает умозаключения. Что она чувствует? Ускользающую красоту любви, мне кажется. Ей бы хотелось, чтобы этот мужчина изменился ради нее, но так как этого не происходит, она идет дальше. Я считаю, что каждый человек, пришедший в твою жизнь, — это учитель. Почему он так ко мне относится? Что он подсвечивает во мне? Задайте себе эти вопросы.

— Стоит ли идти на этот спектакль людям, испытывающим сейчас боль?

— Стоит. Здорово, если придут  супружеские пары. Как на сеанс психотерапии. Посмотреть на себя со стороны.

— У супругов другие проблемы. Не ускользающая красота любви, а ускользающий бюджет и прочие прелести быта. Шучу.

— Если такие проблемы возникают, то любовь там точно давно ускользнула. Главная проблема в семейных взаимоотношениях — это отсутствие диалога.

— Еще важный момент. Вы говорите, что нужно нести свет. Многие жертвы абьюза так и рассуждают. Некоторые даже после побоев на операционном столе продолжают спасать любовью. Грань тонка.

— Я думаю, что это другая история. Эти женщины зависимые, не самодостаточные. Они боятся, что никому не будут нужны, если останутся одни. Ну и что… Бьет — значит любит.

— Устаревшая формулировка. Я вижу иначе: бьет, а куда я пойду?

— Состояние жертвы трудно с себя сбросить и взять судьбу в свои руки. Но это необходимо сделать.

Мы перестали дорожить друг другом

— Психологи говорят, что сегодня очень много разводов. Как считаете, тема взаимоотношений вообще волнует людей? 

— Конечно. Мы перестали дорожить друг другом, и это страшно. Проведу сравнение с копилкой: мы же в нее только хорошее складываем? Так и с отношениями должно быть: чтобы нам было в них комфортно, необходимо множить любовь.

— Новая постановка выходит в пространстве «Одного театра». Не хотите перенести и историю сестер на площадку побольше?

— Не планирую «переселять» на большую сцену «Покуда связь не прервалась». Не хочу, чтобы она отдалялась от зрителя. Мне важна камерность, чтобы мы все были как одна большая семья во время просмотра, иначе не будет разницы — по телевизору ты посмотрел спектакль или в театре. Да, мы покажем Soulsphere в «Одном театре» 31 января в 20.30. Я хочу поблагодарить начальника управления культуры Краснодара Ирину Удовицкую за оказанное содействие. Нам выделили площадку для репетиций в городском Доме культуры Центрального внутригородского округа, так как ее у нас не было.

— В завершение хочу узнать: кто исполнит эти прекрасные партии? Честно, очень хочется увидеть, как танец сможет передать драму.

— Я преподавала в хореографическом училище, и ребята, которые задействованы в постановке, мои бывшие студенты: Ульяна Зацаринная, сегодня она артистка шоу-театра «Премьера», и Вячеслав Шемендеев — солист танцевальной группы академического Кубанского казачьего хора. Приглашаю всех на премьеру!

Материал подготовила Анна Климанц


Коллектив KubVesti.Ru поддерживает СВО по денацификации и демилитаризации, которая будет доведена до конца, и выражает благодарность Президенту РФ Владимиру Владимировичу Путину за твердую позицию по защите Русского мира на Украине и во всём мире.