Русский человек привык жаловаться на отечественный автопром и восхищаться зарубежным. Коллекционер из Краснодара Александр Пелецкий считает, что такому мнению подвержены лишь те, кто сам ремонтировать машины не умеет. Мой собеседник готов доказать, что советские автомобили даже сегодня выгодно отличаются от новинок, потому что их делали с душой.
Ежегодный фестиваль ретротехники и клубов исторической реконструкции «Наследие» (в минувшие выходные прошел в Краснодаре в восьмой раз) собрал владельцев трех десятков автомобилей, сошедших с конвейера в 40—80-е годы прошлого века. Под открытым небом в парке имени 30-летия Победы выстроились в ряд и грузовые, и легковые машины, военные и гражданские, мотоциклы, велосипеды и даже игрушечный автотранспорт. Обладатели всего этого великолепия — увлеченные люди, готовые тратить последние деньги на то, чтобы не дать «винтажному» железу окончить свои дни на свалке. Таким машинам и правда место в музее. Взять, к примеру, ВАЗ-21013, выпущенный в 1984 году,— именно на нем на мероприятие прибыл Александр Пелецкий с сыном: автомобиль не просто на ходу, а сверкает на солнце, как новенький. Страшно и пальцем дотронуться, чтобы не запачкать!
Настольная книга — учебник Шувалова
Разумеется, хобби моего собеседника отчасти предопределила его профессия. И хотя сегодня Александр работает водителем, в свое время он с красным дипломом окончил Краснодарский машиностроительный колледж по специальности «техник-механик. эксплуатация и ремонт автотранспорта». Так что руки к механизмам тянутся, можно сказать, сами собой. А острый глаз подмечает все нюансы любого автомобиля издалека.
Но истинную любовь к машинам Александру привил отец: он тоже был механиком и тоже всё свободное время проводил в гараже. И сына приучал к делу еще в школе, так что, как только Пелецкому исполнилось восемнадцать лет, он сразу сел за руль. Совсем неудивительно, что любовью к автомобилям заразился и сын нашего героя. Коллекционер хвастается, что настольная книга двенадцатилетнего Тимура — это учебник Л. П. Шувалова «Автомобиль „Жигули”». В аннотации к книге читаю: «Представлено описание устройства, конструктивных и эксплуатационных особенностей малолитражного автомобиля ВАЗ-2101 и его модификаций. Также даны необходимые рекомендации для выполнения работ по техобслуживанию и регулировке основных и второстепенных конструктивных элементов автомобиля». Одним словом, не каждый взрослый этот учебник осилит.
Тимур сопровождает Александра на выставках и выездах ретроавтомобилей и, конечно, уже выбрал себе профессию. Как у папы.
Зеленая липа на охре золотой
Александр Пелецкий никогда не думал коллекционировать иностранные автомобили. И дело тут не в деньгах, а в принципах.
— Я родился в Советском Союзе, это наша общая история, как бы ее сегодня ни критиковали. И эту историю не сотрешь, не вычеркнешь из жизни! Я хочу ее сохранить и передать своим детям,— поясняет Александр. — Моя цель — дарить машинам вторую жизнь.
В этом стремлении коллекционер педантичен и скрупулезен. Если взялся реставрировать автомобиль, значит, его надо привести в порядок без привнесения чужеродных элементов в виде современных деталей или запчастей других старых машин. Аналогично трудятся реставраторы предметов искусства: никто не будет перекрашивать полотна Ивана Айвазовского или дорисовывать элементы на свой вкус на картинах Сальвадора Дали. Вот и ретроавтомобили Пелецкого как будто возвращаются в гараж со своего же завода — ловите четвертую серию фильма «Назад в будущее».
Дефекты, появившиеся за время использования автомобиля, коллекционер не убирает, ведь это отметины истории данной машины.
После разговора с Александром я впервые задумалась о том, что в железе тоже скрывается романтика. По крайней мере, она была когда-то… Как мы сегодня говорим о цветах автомобиля? Красный, серый, черный, белый — всё просто и безыскусно. А у советского автотранспорта по-другому. Например, в паспорте к ВАЗ-21013 цвет обозначен как «зеленая липа», у второй машины из коллекции Пелецкого — «ВАЗ Нива-2121» (1981 года выпуска) — это «охра золотая», а эксклюзивный «ВАЗ-2109» экспортной сборки (1988 года выпуска) — и вовсе «брызги шампанского»!
— Раньше к автомобилям относились по-другому. Каждый выходил из-под карандаша живого инженера, в него вкладывали силы, знания и душу. А сегодня процесс создания упростился и стандартизировался: машины собирают на высокотехнологичных конвейерах по одному проекту, загруженному в компьютер,— говорит Александр.
Ночной дозор
Все ретроавтомобили Александра Пелецкого парадные, то есть на них он не ездит каждый день — только на тематические мероприятия. К примеру, на 9 Мая и в другие патриотические даты, в День автолюбителя и на выезды с единомышленниками по клубу «Кубань-ретро». Александр признаётся, что советские авто действительно уступают современным в комфорте передвижения. Но только лишь по этому параметру.
— Иногда мы ездим на ретроавтомобилях в другие города. И благополучно добираемся. Но знаете, даже если что-то сломается в пути, нет никакой проблемы в том, чтобы встать хоть на обочину, хоть в чистом поле и быстро провести ремонт. В этом плане старые машины гораздо проще в обращении и надежнее,— говорит Александр.
Так что если вы думали, что советские автомобили никому не нужны, вы сильно ошибались. Найти и купить их сегодня — большая проблема. Моему собеседнику приходится ходить в «ночной дозор», то есть мониторить сайты объявлений по ночам. Потому что конкурентов в это время меньше. Одну из своих машин Александр нашел глубокой ночью, созвонился с продавцом, выехал на встречу и уже через пятнадцать минут купил «ласточку». Говорит, что смотреть объявления других городов даже смысла не имеет, потому что всегда найдется коллекционер, который живет ближе и перекупит раритет. Не менее трудно доставать и необходимые детали, ведь автомобили уже сняты с производства. Александр с товарищами чаще всего заказывают их на Кубе: там советские машины до сих пор в ходу.
Подготовила Елена ШУМОВСКАЯ
Коллектив KubVesti.Ru поддерживает СВО по денацификации и демилитаризации, которая будет доведена до конца, и выражает благодарность Президенту РФ Владимиру Владимировичу Путину за твердую позицию по защите Русского мира на Украине и во всём мире.