Город / 16-01-2023 16:34

Чревовещатели, ученые свиньи и женщины-борчихи: каким был цирк в Екатеринодаре-Краснодаре

Здание, которому пошел 53-й год, находится в аварийном состоянии, с момента постройки его ни разу капитально не ремонтировали. Глава края пообещал, что после всех восстановительных работ цирк станет предметом гордости и местом притяжения жителей региона. «Краснодарские известия» вспомнили, какими были первые цирковые представления в Екатеринодаре.

Магики и шпагоглотатели

– В середине позапрошлого века екатеринодарцы не видели даже передвижного цирка-шапито, с брезентовым куполом, хотя областная газета нет-нет, да и сообщала о приезде в город какого-то циркового артиста. Например, Иоганна Страуса – магика, чревовещателя и глотателя оружия. Таким оружием, которое на глазах у изумленной публики глотали гастролеры, были по преимуществу шпаги. Магиком в старину называли фокусника. Обычно гастролеры давали представления в гостиницах, так как циркового здания в Екатеринодаре не было довольно долго,

– рассказала краевед Марина Никишова.

По сути, впервые цирк появился в нашем городе в 1880 году. Это был балаган с заезжими артистами, который открывался только в дни ярмарок.

И наконец, в начале 90-х годов позапрошлого века, на углу улиц Карасунской и Рашпилевской (там, где сейчас Краснодарский почтамт), в саду «Ренессанс» построили деревянное здание екатеринодарского цирка-театра.

Фото: Александр Райко, «Краснодарские известия»

«Сегодня мы играем, а завтра уезжаем»

Осенью 1893 года там выступал цирк знаменитых братьев Никитиных, представления которого пользовались огромным успехом у всех – от мала до велика, переаншлаги, и это, как отмечала газета, «несмотря на довольно высокие цены».

Братья Никитины считаются основателями российского цирка. Сыновья крепостного крестьянина из Саратовской губернии, уличного шарманщика, они с отцом еще детьми ходили по дворам. Купив после смерти отца цирк-шапито, братья назвали его русским. «Русскость», правда, выражалась лишь в том, что оркестр исполнял гимн Российской империи, артисты выходили в костюмах с национальным колоритом – в богато украшенных боярских одеждах, наездницы щеголяли не в привычных «амазонках», а в сарафанах. Не избалованных зрелищами горожан восхищали наездники и клоуны, гиганты-силачи и малютки-гимнасты, дрессированные львы и ученые попугаи. Все это кружилось и сверкало чудным фейерверком благодаря световым эффектам специального фонаря – хромотропа.

Ехал Дуров на свинье

Еще больше ломилась публика, когда в марте 1894-го в Екатеринодар прибыл известный клоун и дрессировщик Владимир Дуров. 25 марта знаменитый артист впервые вышел на арену в саду «Ренессанс». Дуров привез дрессированных кошек и крыс, собачку-«математика» Бишку и 12 ученых свиней, причем одна из них спускалась на парашюте.

Кроме дрессуры, Дуров был знаменит и своими репризами на злобу дня, что публика всегда принимала на ура. Например, в 90-х годах позапрошлого века злобой дня было тяжелое финансовое положение России и резкое падение курса рубля.

Дуров вышел на арену со своей свиньей. Чушка-Финтифлюшка стреляла из пистолета, танцевала вальс, прыгала. Вдруг дрессировщик бросил на ковер серебряный рубль и сказал: «Чушка, подними!»

Свинья понюхала монету и отвернулась. Послышались смешки: что это, мол, за дрессированная свинья, которая не может поднять рубль.

Тогда Дуров произнес: «Господа, чего вы хотите от свиньи, если даже сам министр финансов Вышнеградский не может его поднять!»

В один день с дуровским представлением в здании Екатеринодарской женской гимназии (теперь это гимназия №36) пели артисты Императорской оперы. Зал оказался наполовину пуст, местная публика предпочла опере дрессированных свиней. «К нам теперь без свиньи не подъедешь», – с досадой иронизировал корреспондент местной газеты.

Борчихам запрещали щипаться

В конце 1907 года здание на ул. Карасунской перестроили, назвав театром «Бомонд». Антрепренер Злобин, не скупясь на рекламу, афишировал свое детище как некое диво, где есть электрическое освещение и роскошное дамское фойе. И уже в ноябре горожане смогли подивиться уму ученых слонов Джери и Кларка – невиданных гигантов из южных стран.

Но особенно в театре Злобина зрителям нравилась женская борьба – это уже был цирк для взрослых! На поединки выходили отважные борчихи в откровенных костюмах, подчеркивающих их роскошные формы. Во время поединка им запрещалось кусаться и щипаться (эти правила громко зачитывались перед началом поединка), но дамы к таким штучкам и не прибегали. Зато, к полному восторгу публики, они перебрасывали друг друга через голову. Такие представления охотно посещала кубанская золотая молодежь, и вела себя при этом бесцеремонно, отпуская в адрес воительниц непристойные шуточки.

«Вместо изящного демонстрирования приемов борьбы получается в высшей степени некрасивая возня двух растрепанных существ женского пола, напоминающих ведьм из «Макбета». От посещений дамской борьбы семьям следовало бы отказаться, – писал обозреватель местной газеты, – часть публики ведет себя нахально».

Однако в конце апреля 1909 года, ночью, в цирке случился пожар, и к утру он сгорел дотла. То ли электропроводка подвела, то ли конкуренты постарались. На его месте в 1913 году началось строительство Екатеринодарской почтово-телеграфной конторы, которое было завершено в 1915-м.

Конкурсы красоты и «шар смелости»

– В отличие от женщин к мужчинам-борцам относились с восхищением. Русская, французская, русско-швейцарская, турецкая, кавказская – все виды борьбы имели своих многочисленных поклонников. Фотографии знаменитых борцов, как в советское время киноартистов, продавали в книжных магазинах. В 1907 году на углу Красной и Пашковской дирекция французского цирка организовала чемпионат по борьбе. В то время на месте дома на Красной, 93 стояло деревянное цирковое здание, принадлежавшее купцу Шахову. В 3-м отделении программы в качестве продолжения циркового представления зрителям демонстрировали новые киноленты,

– рассказала Марина Никишова.

Осенью 1914 года Товарищество Петроградского цирка затеяло в Екатеринодаре строительство нового увеселительного заведения. Кирпичное здание возвели за два месяца, на углу улиц Екатерининской и Насыпной (сегодня Мира и Гудимы). Цирк был оборудован не хуже столичных, имел образцовую конюшню. Назвали «Колизей», в нем могли поместиться 2000 зрителей – столько же, сколько в нынешнем Краснодарском цирке. Открылся он в декабре 1914 года и мгновенно стал популярнейшим местом у горожан.

Здесь устраивали конкурсы красоты и чемпионаты по французской борьбе, выступали знаменитые клоуны и дрессировщики. В стенах «Колизея» публика рукоплескала знаменитому борцу Ивану Поддубному – чемпиону мира по французской борьбе. Он гастролировал здесь в 1923 году. А впервые король чемпионов приехал в наш город почти десятью годами ранее. Тогда легендарный борец выступал на арене цирка-шапито, располагавшегося на улице Екатерининской, рядом с трамвайным депо.

В советское время «Колизей» ни разу не ремонтировался, здание обветшало и в 1930-м было разобрано.

В последующие годы брезентовый шатер цирка натягивали в Краснодаре в разных местах – у Сенного рынка, возле стадиона Кубань, на площади перед Екатерининским собором и на месте нынешней площадки перед зданием краевой администрации, пустовавшей после военных разрушений. И всегда на грубых, наспех сколоченных скамейках публике было тесно, а билеты продавались все.

А еще в 60-е годы прошлого века рядом с Кооперативным рынком проходил аттракцион «Шар смелости»: в сетчатом шаре на большой скорости ездили мотоциклисты по горизонтали и по вертикали, исполняя восьмерки и мертвые петли. Шар состоял из двух полусфер, и кульминацией номера был момент, когда нижняя полусфера отделялась и опускалась, в то время как мотоциклист продолжал движение по самому краю верхнего полушария.

Похожий на инопланетный корабль

Летом 1970-го в городе открыли новое здание стационарного цирка. Похожее на инопланетный корабль, оно стало одной из визитных карточек города наравне с кинотеатром «Аврора». На его арене выступали народные артисты СССР и России: билеты на представления с участием знаменитых циркачей разлетались в первые же дни после появления афиш.

Сейчас глаза разбегаются от обилия развлечений, которыми можно себя занять в выходные или вечером в пятницу. Искушенный зритель все реже предпочитает поход в цирк чему-то менее привычному. Многие бойкотируют цирки из-за того, что в выступлениях задействованы животные, которые не всегда содержатся в подобающих условиях, особенно в «бродячих» цирках. В результате популярность красного манежа постепенно угасает.

Но в нашем детстве все было по-другому — мы все равно шли в цирк, чтобы удивиться и повеселиться. Все было необычно и загадочно. Тяжелые двери, просторное шумное фойе, полированные деревянные перила, гранитный пол. Большие очереди в гардероб и буфет. Первый звонок, зрители торопятся занять свои места.

Открывается бархатный красный занавес, и на арену выходит ведущий циркового представления – шпрехшталмейстер (многие не знают, что он так называется). От выступления воздушных гимнастов захватывает дух, при появлении львов кровь стынет в жилах, а репризы клоунов уморительно смешные. В антракте зрители делятся впечатлениями друг с другом.

Все детские воспоминания словно законсервированы в краснодарском цирке. Сегодня его здания находится в не самом лучшем состоянии, но по-прежнему стоит, окруженное со всех сторон зданиями из стекла и бетона.

Сегодня, к сожалению, цирковые представления не так популярны, как 100 лет назад. Оно и понятно: появилось множество других леденящих душу зрелищ. Но хочется верить, что самое честное из искусств – парад силы, ловкости и запредельных человеческих возможностей – еще возьмет свое.

Материал подготовили Марина Аванесова, Яна Немчинова


Коллектив KubVesti.Ru поддерживает СВО по денацификации и демилитаризации, которая будет доведена до конца, и выражает благодарность Президенту РФ Владимиру Владимировичу Путину за твердую позицию по защите Русского мира на Украине и во всём мире.