История / 19-01-2023 12:39

Битва за Кубань: хроники освобождения. Часть 2

В то время, когда Российская армия снова сражается с нацизмом на Украине, а по сути — со всем Западом, мы отметим знаменательную для нашего края дату — 80-летие со Дня освобождения от немецко-фашистских захватчиков.

В течение года «Краснодарские известия» будут рассказывать о событиях тех героических дней, когда наши войска село за селом, город за городом изгоняли оккупантов с родной земли, познакомят читателя с архивными документами о злодеяниях немцев и их пособников, мы перечитаем фронтовые письма и поделимся историями, достойными экранизации, которые услышали от уже покинувших нас ветеранов.

«Горы» и «Море»

В рамках подготовки Северо-Кавказской стратегической операции 29.12.1942 года штаб Закавказского фронта получил директиву Ставки №61721/3 за подписью генерала армии Георгия Константиновича Жукова о проведении операции на краснодарском направлении.

Цель наступления — прорвать линию фронта, захватить Краснодар, затем Тихорецкую, прервать ж/д сообщение в районе Тихорецкой и отрезать пути отступления Кавказской группировке противника. Одновременно приказывалось наступать на новороссийском направлении и отрезать немцев от Тамани.

Для усиления войск на краснодарском направлении Ставка приказала передать из Северной группы войск Закавказского фронта 10-й гв. стрелковый корпус, из состава 58- и 46-й армий — три стрелковые дивизии, и выделила из своего резерва танковые части.

Выполнение директивы Ставки было возложено на войска Черноморской группы войск Закавказского фронта генерал-лейтенанта Петрова. 11 января 1943 года Ставка Верховного Главнокомандующего утвердила план наступления Черноморской группы войск под кодовым названием «Горы» и «Море».

Основной удар с задачей освободить Краснодар должна была нанести 56-я армия. Перед самым началом наступления 5 января командующим армией был назначен генерал-майор Андрей Антонович Гречко, в будущем дважды Герой Советского Союза, маршал и министр обороны СССР. Ранее он успешно командовал 47-й армией, не допустив продвижения немецких войск под Новороссийском, и 18-й армией, которая в тяжелейших боях отстояла Туапсе. 56-ю армию усилили соединениями 10-го гв. корпуса генерал-майора Василия Васильевича Глаголева.

Согласно утвержденному Москвой плану операции, освобождение Краснодара изначально намечалось на 18 января.

С целью сковать силы противника на лазаревском, туапсинском и новороссийском направлениях и не допустить их маневрирования, вспомогательные удары в направлении на Апшеронск и Хадыженск наносили части сил 46- и 18-й армий. В направлении на Абинск наступала стрелковая бригада 47-й армии. Новороссийскую операцию планировалось провести в зависимости от результатов боев на краснодарском направлении.

Прорваться к реке Кубани

Войскам 56-й армии поставили задачу: прорвать фронт обороны противника на участке Горячий Ключ — Азовская и, уничтожая противостоящие части противника, выйти на рубеж Гатлукай, Шенджий, Георгие-Афипская, Северская. Цель — к исходу третьего дня операции прорваться передовыми частями к реке Кубани, к исходу четвертого дня выйти главными силами на реку и овладеть Краснодаром и, не задерживаясь в последнем, продолжать развивать удар в направлении на Тихорецк.

Для выполнения задачи первый удар предполагалось наносить силами двух горно-стрелковых дивизий, трех стрелковых бригад, одной танковой бригады и одного танкового батальона со средствами усиления в направлении Ставропольской. А также силами двух стрелковых дивизий и одной стрелковой бригады из района Пятигорской в направлении на Саратовскую, обходя Горячий Ключ с запада.

Второй эшелон армии предполагалось разместить на рубеже Хребтовой, Тхамахи, Крепостной. Перед ним ставилась задача быть готовым к вводу в прорыв с целью освобождения Краснодара к исходу третьего дня операции, то есть 18 января. Для обеспечения главного удара с запада в направлении Холмская — Новоивановская — Елизаветинская должна была наступать одна стрелковая бригада.

Однако выполнить этот план в указанные сроки оказалось невозможно. Прежде всего его реализация во многом зависела от своевременной перегруппировки огромного количества воинских частей и грузов военного назначения через Главный Кавказский хребет в условиях полного бездорожья и зимней кубанской распутицы.

Кто нам противостоял

В Черноморской группе войск 11 и 12 января в наступление на вспомогательных участках фронта южнее Нефтегорска и поселка Шаумян перешла часть сил 46- и 18-й армий. Первой утром 11 января с рубежа х. Церковного — высота 509,9 — в общем направлении на станицу Самурскую начала наступление 31-я стрелковая дивизия 46-й армии.

По данным разведки, в полосе наступления Черноморской группы войск, включая Новороссийск и Майкоп, отмечалось до 15 дивизий, 3 отдельных полков, 13 отдельных батальонов и различных отрядов противника.

В первой линии обороны находились 9 дивизий противника, 1-я моторизованная словацкая дивизия, 2 румынские кавалерийские дивизии — 6- и 9-я, 3 отдельных полка и 13 батальонов и отрядов. Кроме них, имелись неустановленные части в районе Крымской и 10-я пехотная дивизия румын в районе Васильевка — Южная Озерейка — Мысхако. Для создания резервов из обороны были выведены 4-я горнострелковая и 125-я пехотная дивизии. Обе были направлены на усиление тылового Краснодарского оборонительного района.

Таким образом, немецкие войска, противостоящие Черноморской группе войск, насчитывали 9 немецких, 5 румынских и 1 словацкую дивизии, 3 отдельных полка и другие части.

Восьмого января войска противника на краснодарском направлении объединили в армейскую группу «Де Ангелис», созданную на базе 44-го армейского корпуса под командованием генерала от артиллерии Максимилиана де Ангелиса. В ее состав вошли 97- и 101-я легкие пехотные дивизии, 125- и 198-я пехотные дивизии, румынский кавалерийский корпус (6- и 9-я кавалерийские дивизии) и словацкая подвижная дивизия.

В ходе отступления немецких частей с других участков фронта краснодарская группировка противника все время усиливалась.

Одной из важнейших задач по проведению операций «Горы» и «Море» являлась переброска огромного количества воинских частей через Главный Кавказский хребет.

Из уст очевидца

Перед самым освобождением станицы Успенской от холода и голода погибло около 800 пленных

Виктор Семенов — уроженец хутора Западного Успенского района. Ему было 5 лет, когда в его дом пришли захватчики. Несмотря на возраст, он помнит те полгода, которые продолжалась оккупация его малой родины.

— Не проходило ни дня, чтобы на улицах не звучали выстрелы, стоны раненых, крики. Но гитлеровцы стали особенно жестокими, когда почувствовали, что приближается конец их власти,

— рассказал Виктор Семенов.

В январе части Красной Армии подошли к границе Краснодарского края. За 10 дней до освобождения случилось самое страшное — убийство пленных. Захватчики провели их по всему хутору в сторону станицы Убеженской, но оттуда уже наступали наши, и немцам пришлось повернуть назад. За несколько дней пути погибли сотни пленных.

— Январь, холод — столько трупов было. Пока они прошли 7 километров туда и назад, погибло около 800 человек,

— добавил Виктор Семенов.

За шесть месяцев оккупации немцы хорошо укрепились в Успенском и соседних районах. Но когда Красная Армия начала наступление, фашисты спешно оставили свои позиции, выжав из района все, что могли: продовольствие и бесплатную рабочую силу.

Материал подготовили Александр Бурмагин и Наталья Галацан


Коллектив KubVesti.Ru поддерживает СВО по денацификации и демилитаризации, которая будет доведена до конца, и выражает благодарность Президенту РФ Владимиру Владимировичу Путину за твердую позицию по защите Русского мира на Украине и во всём мире.